Поясные иконы Христа в иконописи Слободской Украины второй половины XIX - начала ХХ в.

// Наукова конференція професорсько-викладацького складу ХДАДМ за підсумками роботи у 2008/2009 н.р.,
м. Харків ХДАДМ 12-17 травня 2009 р. - Х.: ХДАДМ, 2009. - С. 93-95

Шулика В. В.


Поясные изображения Христа в иконописи Слободской Украины второй половины XIX - начала ХХ в. представлены иконографическим типом Христа Пантократора. В процессе исследования было выявлено несколько групп икон этого типа. Первая группа икон Христа Пантократора - восходит к византийской схеме, которая складывается в XII в. [3, С. 62]. Это поясное изображение благословляющего Спасителя с открытым Евангелием. Складки гиматия не скрывают правую руку. Наиболее характерными иконами такого типа являются икона из Чугуевского художественно-мемориального музея им. И. Е. Репина (далее ЧХММ) (Ж-61), икона из Пархомовского художественно-исторического музея (далее ПХИМ) (Ж-5) и икона из частного собрания г. Харькова. На иконе из ЧХММ (Ж-61) кодекс открыт на 11 главе Евангелия от Матфея (Мф. 11:28): "Придите ко мне вси труждающиися и обременении и аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе". Этот же текст, но только в сокращенном виде находится на иконе из частного собрания (г. Харьков). На иконе из ПХИМ (Ж-5) текст Евангелия от Иоанна (Ин. 8:12): "Аз есмь свет миру".
Вторую группу икон Спаса Вседержителя, представляют иконы Христа с державой и скипетром. Это поздний иконографический тип Пантократора, получил, судя по количеству выявленных изображений, преимущественное распространение на Слобожанщине. Извод Вседержителя с державой и скипетром имеет два варианта. Первый вариант иконографически полностью восходит к изображениям пантократора с Евангелием, только кодекс, как атрибут Бога Слова, заменен на земные символы власти - державу и скипетр.
К этому типу изображений относятся икона чугуевского мастера (ЧХММ Ж-63), икона борисовского мастера (ЧХММ ЖВ-7), икона-подокладница, борисовский мастер (1) (ч.с. г. Харьков), икона-подокладница, борисовский мастер (2) (ч.с. г. Харьков), икона-подокладница, борисовский мастер (3) (ЧХММ ЖВ-19). На перечисленных иконах Спаситель благословляет правой рукой, рука изображена на уровне груди. Левая рука покоится на державе, скипетр изображен между большим и указательным пальцем.
Иконографический тип Пантократора с державой и скипетром на Слобожанщине данного периода имел подтип, когда Спаситель изображен не фронтально, а вполоборота. Вероятно, такие изображения подразумевали наличие парных к ним икон Богородицы. В отличие от протографа, данный подтип представлен в нескольких вариантах.

  1. Спас Пантократор (чугуевский мастер, ЧХММ Ж-91), обращен вправо, что нехарактерно для парных икон, т.к. согласно канону икона Богородицы помещается слева от Спаса.
  2. Спас Пантократор (ПХИМ Ж-28) обращен влево (характерно для парных икон). Держава и скипетр помещен в левый нижний угол, на державе покоится левая рука Спасителя, правой рукой Христос благословляет.
  3. Спас Пантократор (ч.с. г. Харьков) - иконографически близкое изображение классическому Пантократору (с державой), однако имеющее легкий поворот в лево.

Третий тип изображения Христа Пантократора на Слобожанщине представляет собой персональные изображения Спасителя на Тайной Вечери. Такой тип может также именоваться "Благословение хлеба и вина". Несмотря на то, что такое изображение является частью праздничной иконы, на основании выявленных в процессе исследования памятников, во второй половине XIX- нач. ХХ в. на Слобожанщине данная композиция встречается как вполне самостоятельное изображение. Такие изображения писались в разных иконных центрах, что говорит о сложившейся традиции. Среди выявленных изображений заслуживают внимания: 1. икона чугуевского мастера 1871 г. (ЧХММ Ж-75) (мастер И. И. Данильченко [1, с. 34]), 2. икона борисовского мастера (ЧХММ ЖВ-14), 3. икона-подокладница борисовского мастера (ЧХММ ЖВ-1). На всех перечисленных иконах фигура Христа обращена в легком повороте вправо. Взгляд Спасителя обращен вверх. Правой рукой Христос благословляет, левая рука изображена в том же жесте, что и на иконах второго типа. Т.е. вместо державы изображен хлеб. Чаша изображена на уровне груди Спасителя. Такое изображение левой руки говорит о том, что иконографически композиция "Благословение хлеба и вина" происходит от Христа Пантократора с державой.
Выводы:
Поясные изображения Христа в иконописи Слободской Украины второй половины XIX - начала ХХ в. представлены в двух вариантах. Это иконы Христа Пантократора и Христа, благословляющего хлеб и вино.
Иконы Христа Пантократора на Слобожанщине были распространены в нескольких изводах:
А) извод восходящий к XIII в.: изображение благословляющего Спасителя с открытым Евангелием;
Б) иконы Христа с державой и скипетром. Такой извод имеет три варианта:

  1. Спас обращен вправо, что не характерно для парных икон, т.к. согласно канону, икона Богородицы помещается слева от Спаса.
  2. Спас обращен влево, что характерно для парных икон. Держава и скипетр помещены в левый нижний угол, на державе покоится левая рука Спасителя, правой рукой Христос благословляет.
  3. Иконографически близкое изображение классическому Пантократору (с державой), однако имеющее легкий поворот влево.Иконы Христа Благословляющего хлеб и вино произошли от икон Христа Пантократора с державой. Вместо державы, в левой руке Христа стал изображаться хлеб.
Список литературы:
  1. Берлин В. В поисках чугуевского художественного наследия. - Х.: Тарбут Лаам, 2007. - 58 с.
  2. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Том 1 Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. - 97 с.
  3. Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 с.