Ахтырская икона Пресвятой Богородицы и ее списки.

// Культурна спадщина Слобожанщини. Культура і мистецтво: Збірка науково-популярних статей. Число 6.-
Х.: Мачулін, 2007. - С. 54-63.

Шулика В.В.

Ахтырская икона Пресвятой Богородицы относится к явленным чудотворным иконам, обретенным на Слободской Украине.
2 июля 1739 года настоятель Свято-Покровского храма в г. Ахтырке Харьковской губернии, священник Василий Даниилов обнаружил эту икону во время сенокоса, возле церкви. Священник увидел лежавшую пред ним на высокой траве икону Богородицы, испускавшую ослепительный свет.
В доме о. Василия святой образ находился три года, возбуждая благоговейное почитание близких священника. Было замечено, что если кто-то собирался ночевать в комнате, где пребывал образ, на этого человека нападал страх. Через три года после обретения иконы, священник во сне получил от Царицы Небесной приказание освободить своими руками образ от пыли, омыть чистой водой и украсить.
В ту же ночь увидел священник еще один сон: будто он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после омовения иконы. Встретилась ему Богоматерь в образе Прекрасной Девы и говорит: "Куда несешь воду? Храни ее: она будет исцелять от лихорадки". Дочь о. Василия как раз страдала от этой болезни. Проснувшись, священник напоил ее этой водой и она выздоровела. Также и другие люди, страдавшие от той же болезни, испив воды от омовения, получили исцеление.
Рассматривая икону, священник заметил на доске повреждения и поручил иконописцу поновить ее. Мастер отнес икону к себе домой и через два дня собрался было приняться за работу. Но ему накануне ночью был голос от иконы: "Встань, ибо наступило уже время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь". Иконописец молился пред святым образом остальную часть ночи, а рано утром отнес ее о. Василию и рассказал о происшедшем. Ввиду всех этих чудесных обстоятельств о. Василий убедился в несомненной чудотворной силе иконы и решил, что ей подобает пребывать в храме. Помещенная в церкви икона вскоре прославилась многими чудесами.
Местным священноначалием было предписано произвести расследование этих чудес. Дело было потребовано в Святейший Синод. В 1744 г. императрицей Елизаветой Петровной была создана комиссия для подтверждения подлинности фактов исцеления, происшедших через икону. Все случаи чудесных исцелений были признаны действительными, но, несмотря на это, было назначено третье следствие. Наконец, в 1751 году Святейший Синод постановил Ахтырскую икону считать чудотворной. Был установлен день празднования Ахтырской иконы - ежегодно 2 (15) июля.
Возбуждению усердия самой Елизаветы Петровны и прославлению Ахтырского образа способствовало одно обстоятельство. В 1748 году, путешествуя в Петербург, в Ахтырке остановилась вдова, баронесса Вайдель, и с ней было двое малолетних дочерей. Опасаясь за участь детей в связи с ухудшением своего здоровья, баронесса горячо молилась перед святой иконой Богородицы об исцелении. Ночью она сподобилась увидеть Владычицу, сказавшую: "Напрасно ты просишь об исцелении. Сея болезнь твоя уже к смерти. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся свое имение. Это полезно будет для твоей души". Больная указала на своих детей. "Не заботься о детях, - отвечала Царица Небесная - Я буду всегдашнею их Покровительницею. А ты готовься к смерти, так как умрешь через три дня, и раздай свое имущество по церквам и нищим, чтобы они молились о тебе". Больная рассказала сон духовнику и стала спешно раздавать имущество. Вскоре она умерла. А императрица взяла сирот ко двору, воспитала и выдала замуж за двух вельмож: одну за графа Панина, другую за графа Чернышева. Обе дочери баронессы до самой смерти не забыли излитых на них чрез Ахтырскую чудотворную икону благодеяний и делали щедрые вклады в специально построенный во второй половине XVIII ст. Покровский собор, где пребывал святой образ. После закрытия собора советской властью и экспроприации церковных ценностей, в числе которых был и драгоценный оклад Ахтырской иконы, следы последней теряются [4, 5, 7, 16, 17, 18].
Ахтырская икона Пресвятой Богородицы представляет собой изображение Голгофы с распятым Спасителем. Слева, за изображением Голгофы, помещено поясное изображение Пресвятой Богородицы. Богородица изображена с непокрытой главой. Руки Богоматери в молитвенном сложении, свойственном западной церкви. Изображение Голгофы с распятием непропорционально мало по сравнению с Богородицей.
Ахтырская икона является одной из самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы в Слободской Украине. Особое почитание этой иконы отмечает проф. Д. И. Багалей и преосвященный Филарет (Гумилевский) [14, 15]. Почитаемые списки с Ахтырской иконы находились во многих храмах и усадьбах Харьковской губернии. В частности, в усадьбе Дуниных в с. Иваны или Знаменское находился почитаемый список с Ахтырской иконы, который отмечает Г. К. Лукомский [10]. Интересно, что Г. Лукомский допускает ошибку в датировке этого памятника, указывая выгравированную на окладе дату 1739 г. как год написания этой иконы. Следует отметить, что со времени официального признания Св. Синодом истинности чудотворений, происходящих через Ахтырский образ, появляется традиция помещать под иконным изображением государственный герб Российской империи и краткую историю обретения иконы с датой обретения. Если икона помещалась в оклад, то и на окладе, повторявшем рисунок иконы, чеканился двуглавый орел с тем же текстом и датой.
Преосвященный Филарет (Гумилевский) отмечает, что список с Ахтырской иконы находился в Харьковском Архангело-Михайловском храме в специально устроенном для нее в 1801 г. киоте [14 С. 132], в с. Рясное Харьковской губернии в храме Великомученика Димитрия [14 С. 307]. Список чудотворной Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы находился в особом киоте в храме с. Уланок Суджанского уезда Курской губернии [8] (бывшая Суджанская сотня Сумского полка), и во многих других храмах Слободской Украины.
Среди украинских искусствоведов советского периода об Ахтырской иконе писал П. М. Жолтовский. Исследователь упоминал, что в украинской иконописи XVIII ст., особенно на левобережье, распространяются иконографические типы Богородицы близкие Западноевропейским мадоннам. На Слобожанщине это икона Богородицы Ахтырская. П. М. Жолтовский ошибочно считал эту иконографию наиболее распространенной на Полтавщине [6 С 96]. Примером такого "полтавско-слобожанского" типа списков Ахтырской иконы, которая могла натолкнуть на подобное утверждение П. М. Жолтовского, является икона, написанная в г. Котельве мастером Петром Рогулей. Икона находится в экспозиции Полтавского краеведческого музея. Город Котельва (ныне Полтавская обл.), изначально относившийся к Гадячскому казачьему полку (Гетьманщина), в 1709 г. был присоединен к Ахтырскому полку [3 С. 142-143] а затем вошел в Харьковскую губернию. Близость Ахтырки, а так же непосредственное административное подчинение Котельвы обусловило круг почитаемых образов, среди которых присутствует и Ахтырская икона. Икона мастера Петра Рогули богато украшена фактурными орнаментами в стиле рококо. Применено серебрение и золочение, выполненное на полимент. Иконографически икона повторяет протограф (ил. 1).
Источником иконографии Ахтырской иконы является западноевропейское предание, согласно которому еще в юные годы у Девы Марии было видение распятия Господа. Поскольку икона иллюстрирует предание Западной церкви, атрибуты иконы соответствуют западным символам благочестия: соответствующее сложение рук и непокрытая глава Богородицы.
На Слобожанщине известна еще одна икона Богородицы, где Ее глава непокрыта. Это икона Пасовская-Цареградская (ил. 2), распространенная в Суджанском районе современной Курской области. Проникновение этих двух икон на территорию Слободской Украины, вероятно, проходило через земли Румынии, так как обе композиции распространены в Румынской иконописи (ил. 3-5).
Почитание Ахтырского образа как на Слобожанщине, так и на всей Левобережной Украине стало причиной появления множества ее списков. В ХІХ в. среди иконописных школ Слобожанщины выделяется Чугуевская школа иконописи (ил. 6-9). Списки Ахтырской иконы, выполненные чугуевскими мастерами, преимущественно братьями Бунаковыми, наиболее многочисленны. Цветовая гамма чугуевских списков Ахтырской иконы такова: фон средника иконы, на котором помещено изображение Богородицы и Распятие, зеленого или бирюзового цвета. Вокруг средника располагалась богато орнаментированная кайма, с рокайльными элементами декора. В орнаментированной кайме использовано сусальное золото, подчеркнутое черным контуром. Золото в некоторых местах покрыто пурпурными и зелеными баканами. Поля иконы темно-коричневые или черные, опуш охристая. На нижнем поле некоторых чугуевских списков значится, что список является точной копией оригинала. Поскольку икона-оригинал до настоящего времени не сохранилась, эти списки являются важными документальными свидетельствами, однако не следует считать, что иконописцы действительно скрупулезно копировали протограф, повторяя каждый штрих витиеватого орнамента или добивались передачи точного оттенка цвета. Как правило, в списках повторялась основная знаковая структура оригинала, а деталировка могла варьироваться. Доказательством этому служит целая группа выявленных чугуевских списков Ахтырской иконы, где при внешней похожести, наблюдается значительное разнообразие в деталях.
Влияние чугуевских иконописцев на иконопись Левобережной Украины было достаточно велико. Примером этого является список Ахтырской иконы, выполненный на Киевщине в 1857 г. (Музей И. Гончара г. Киев) [9] (ил. 11). На этой иконе, которая в целом повторяет чугуевские списки Ахтырского образа, добавлены в верхнем поле изображения роз, характерные для иконописи Гетманщины ХІХ в. От чугуевских списков икона с Киевщины также отличается взглядом Богородицы, обращенным не на Распятие, а на зрителя, а так же шрифтом. В остальных деталях список с Киевщины следует чугуевскому образцу, что позволяет утверждать о его вторичности.
Еще одним характерным типом списков Ахтырской иконы на Левобережной Украине является группа черниговских списков (ил. 12). Эти иконы вполне самобытны и решены в традициях черниговской народной иконописи, с золотистым орнаментированным фоном и изображением цветов в верхних углах средника.
С момента признания чудотворности Ахтырской иконы Священным Синодом при непосредственном участии самой императрицы, Ахтырский образ стал почитаться и в Москве, как образ, спасающий от несчастных случаев [17]. Распространению Ахтырской иконы в России также способствовало особое почитание этого образа семьей Трубецких, которые в 1772 г. переименовали свое подмосковное село Дудкино в Ахтырку, и построили там храм во имя явления иконы Богоматери Ахтырской [17].
Российские списки Ахтырской иконы имеют значительные отличия. Латинское молитвенное сложение рук здесь заменяется на православное евхаристическое крестообразное сложение, а голова Богородицы покрыта мафорием. Такое изображение мы находим на иконе второй половины XIX ст. Суздальских писем (?) (ил. 13). В Московской иконе середины XIX ст. (атрибуция музея - заповедника в Коломенском) сюжет Ахтырской иконы еще более переосмысливается (ил. 14). Богородица здесь изображена не за Голгофой, а перед ней. Сложение рук так же крестообразное. Голова Богородицы покрыта складками мафория. Избегая элементов католического благочестия, присущих Ахтырской иконе, московский иконописец вводит иные элементы, которые также происходят из Западной Церкви. У подножия распятия иконописец помещает открытый саркофаг с погребальными пеленами. Этот элемент иконографии Воскресения Христова появляется в католической религиозной живописи в эпоху ренессанса. На это противоречие исторической действительности указывал еще Ф. Буслаев [2]. Изображение саркофага проникает в православную иконопись в конце XVII ст. Так же перед Богородицей помещен стол, с разложенными символами и орудиями страстей: гвозди, молоток, клещи, терновый венец, чаша и человеческая рука. Символ руки тоже импортирован в православную иконопись из католической живописи. На Западе этот символ обозначал издевательство над Христом. Иногда рука символизировала предательство Иуды. Российские иконописцы, пытаясь в списках привести изображение Ахтырской иконы в соответствие с православной традицией, подчас вводили в иконографию новые элементы, присущие католической религиозной картине (ил. 15).
Наравне с попытками "улучшить" иконографию, российские иконописцы выполняли и списки близкие к протографу. Таковыми списками являются Ахтырская икона, написанная в Холуйской иконописной мастерской второй половины XIX ст. (ил. 16) и список, хранящийся в ГТГ нач. ХІХ ст. (ил. 17). Список из ГТГ наиболее близок протографу: средник иконы бирюзовый, поля темно-коричневые.
В литературе о Богородичных иконах существует мнение, что Ахтырский образ не принадлежит ни к одному из классических иконографических типов [4]. Как правило, в качестве примеров неопределенного иконографического типа приводится либо Ахтырская либо Серафимо-Дивеевская иконы. Однако это распространенное утверждение можно опровергнуть. Ахтырский образ с уверенностью можно отнести к иконографическому типу Параклесис - Богоматери Заступницы. Иконы Богородицы Параклесис, которые, как правило, являются частью деисисных композиций, выражают идею молитвенного заступничества Богоматери за род человеческий. Такое же молитвенное предстояние изображено и на Ахтырской иконе. Иконы Богородицы Параклесис, только без Распятия (ил. 18-19), широко распространяются в иконописи Левобережной Украины в ХІХ в., и возможно, не без влияния Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы.
Библиография:

  1. Бобров. Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. - СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995. - С 205-228. - (Малая история культуры).
  2. Буслаев. Ф. Общие понятия о русской иконописи. //Буслаев. Ф. Древнерусская литература и православное искусство. - СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института, Лига Плюс, 2001. - С 36-187. (Основы христианского искусства)
  3. Волис В. Очерк истории Ахтырского слободского казачьего полка (XVII - XVIII вв.). - Х.: ИД Райдер, 2007. - 216 с.
  4. Воронов А., Соколова Е. Чудотворные иконы Богоматери. - М.: 1993.
  5. Вояковський Н. Шляхами наших прочан: проповіді про чудотворні ікони Божої Матері. - Л.: Видавництво отців Василіан "Місіонер", 1998. - С. 47-52.
  6. Жолтовський П. М. Український живопис XVII - XVIII ст. - К.: Наукова думка, 1978. - 327 с.
  7. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон /Сост. С. Снессорева. - Ярославль: Верхняя Волга, 2001. - 460с.
  8. Летопись села Уланка, Суджанского уезда / Сост. священник П. Чужимов //Прибавление к Курским епархиальным ведомостям. Часть неофициальная. № 29. 17-24 июля 1904. - Курск: Типография П. З. Либермана быв. Бр. Ваниных, 1904. - С. 544-552.
  9. Лихач Л. Корнієнко М. Ікони Шевченкового краю. - К.: Родовід, 2000. - 231 с.
  10. Лукомский Г. К. Старинные усадьбы Харьковской губернии. - Петроград: [Б. И.], 1917. - С. 73.
  11. Орехов Д. Святые иконы России. - СПб.: И.Д. Невский проспект, 2000. - 192 с.:- (Сер. Исцеление души).
  12. Рожко В. Чудотворні ікони Волині і Полісся. - Луцьк: Медіа, 2002. - 352 с.
  13. Успенский Л. Богословие иконы православной церкви. М.: Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат, "Паломникъ", 2001. - 474с.
  14. Филарет (Гумилевский) арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. В 3-х т. Т. 1. - Х: Райдер, 2004. - 328 с.
  15. Филарет (Гумилевский) арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. В 3-х т. Т. 2. - Х.: Факт, 2005. - 432 с.
  16. Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси на земле Украинской просиявшие. В трех частях. Ч. I. - К.: СПГУ, 2004. - C. 154-158. - ил.
  17. Чудотворный образ: иконы Богоматери в Третьяковской галерее /авторы-сост. А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. - М.: Радуница, 2001. - С. 76-77.
  18. Шульженко Н. Н. Святыни Сумской епархии // Православна Сумщина № 3 (33) жовтень 2002 р. - Суми: Сумское епархиальное управление, 2002. - С. 26-27.
 Ахтырская икона Пресвятой Богородицы П. Рогуля кон. 18 ст. Котельва. ПКМ.фото Шулики В.В. Икона Богородицы Пасовская-Цареградская сер. 18 в. с. Уланок (Курская обл.) реставратор Шулика В. В.фото Шулики В.В. Икона Богородицы. Румыния сер 19 в. Стекло. масло. Икона Богородицы. Румыния сер 19 в. Стекло. масло. Икона Богородицы. Румыния сер 19 в. Стекло. масло.  Ахтырская икона Пресвятой Богородицы. Чугуевская шк. сер.19 в.фото Шулики В.В. Ахтырская икона Пресвятой Богородицы Чугуевская шк. втор пол. 19 в.фото Шулики В.В. Ахтырская икона Пресвятой Богородицы.сер. 19 в. Ахтырская икона Пресвятой Богородицы Чугуевская шк. втор. пол 19 в. ХХМ фото Шулики В.В. Ахтырская икона Пресвятой Богородицы Слобожанщина. сер 19 в. СЦМ.фото Шулики В.В. Ахтырская икона Пресвятой Богородицы. Киевщина 1857 г. Собр П. Гончара Ахтырская икона Пресвятой Богородицы Черниговщина втор. пол. 19 в Ахтырская икона Пресвятой Богородицы. Суздальские письма Ахтырская икона Пресвятой Богородицы. Москва. сер. 19. в. Ахтырская икона Пресвятой Богородицы. Палех. нач. 20 в Ахтырская икона Пресвятой Богородицы Холуй. втор.пол 19в. Ахтырская икона Пресвятой Богородицы. Россия. ГТГ. кон.18  нач. 19 вв. Икона Пресвятой Богородицы Параклесис. Слобожанщина. втор. пол. 19 в.фото Шулики В.В. Икона Пресвятой Богородицы Параклесис. (фрагмент) Слобожанщина. сер 19 в.фото Шулики В.В