Деятельность кафедры реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств в контексте организации учебного процесса и актуальных задач сохранения культурного наследия.

// Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв: збірка наукових праць / За ред. В. Я. Даниленка. -
Х.: ХДАДМ, 2006. - № 2. - С. 32-39.(в співавторстві з Даниленко В.Я та Дерев'янко А.Ю.)

Шулика В. В.

Аннотация: Статья посвящена деятельность кафедры реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств в контексте организации учебного процесса и актуальных задач сохранения культурного наследия. Раскрыты основные направления работы кафедры, а так же перспективы развития.
Ключевые слова: Реставрация, исследования, атрибуция.
Анотація: Даниленко В. Я. доктор мистецтвознавства, професор, академік НАОА України, ректор ХДАДМ, Дерев'янко А. Ю. викл. каф. РСМЖ ХДАДМ, Шуліка В.В. викл. каф. РСМЖ ХДАДМ. Діяльність кафедри реставрації станкового та монументального живопису Харківський державній академії дизайну та мистецтв в контексті організації учбового процесу та актуальних задач збереження культурної спадщини. Стаття присвячена діяльності кафедри реставрації станкового та монументального живопису Харківський державній академії дизайну та мистецтв в контексті організації учбового процесу та актуальних задач збереження культурної спадщини. Визначені основні напрямки роботи кафедри, а також перспективи розвитку.
Ключові слова: Реставрація, дослідження, атрибуція.
Annotation. Key words.
Реставрация памятников культуры - это сложный комплексный процесс, который объединяет теоретический, эстетический, исторический, научный, художественно-практические аспекты. Художник-реставратор, в современном понимании этой профессии - это технолог и материаловед, искусствовед и историк, художник и исследователь. Для подготовки специалистов такого профиля в Украине до конца 80-х гг. ХХ в. существовала только кафедра техники и реставрации при Киевском государственном художественном институте. КГХИ на всю Украину выпускал в год не более 4-5 специалистов. Явная нехватка специалистов-реставраторов, особенно на Левобережной Украине, с ее колоссальным художественным наследием, вылилась в необходимость создания соответствующей специализации в Харьковском художественно-промышленном институте. В 1988 г. при кафедре живописи была открыта секция реставрации, первым преподавателем которой стал воспитанник Санкт-Петербуржской академии В. Лысов. В своей педагогической работе В. Лысов использовал методы и наработки, приобретенные во время учебы в Ленинграде у М. Девятова.
Новый этап секции реставрации связан с постройкой Новейшего корпуса ХХПИ. С введения в эксплуатацию здания третьего корпуса, секция реставрации получает собственные помещения и возможность расширить преподавательский состав.
С 1991 г. секцию реставрации, которая была преобразована в отделение, возглавил реставратор первой категории В. Н. Краснов. Период становления будущей кафедры проходил в тесных контактах с ведущими специалистами технологами и реставраторами, среди которых были А. Алешин, М. Девятов (СПб), И. Горин (Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации). Для временной работы был приглашен специалист в области исследования произведений искусства, старший научный сотрудник Эрмитажа - к.т.н. М. Козлова.
Первый выпуск кафедры реставрации живописи прошел в 1994 г. Работы студентов-дипломников были высоко оценены членами ГЭКа, среди которых были представители Украинской академии художеств.
С 1996 г. кафедру возглавил доц. к. т. н. Ковалёв Ю. С.
С 1995 г. педагогический состав кафедры стал пополняться за счет своих воспитанников, первым из которых стал М. А. Мглинец.
С 1996 г. в рамках дисциплины "Копирование", стало преподаваться копирование темперной живописи, первым преподавателем которой стала Чурилова Н. М.
С 2000 г. кафедрой реставрации руководит доц. к.т.н. Долуда А. А.
В 2001 г. на кафедре реставрации стала преподаваться дисциплина "Реставрация монументальной живописи", что и обусловило современное название кафедры.
Свой десятилетний юбилей кафедра реставрации станковой и монументальной живописи в 2003 г. отпраздновала выставкой в галерее "Академия". На юбилейной выставке были представлены возвращенные к жизни студентами и преподавателями кафедры произведения станковой живописи и сакрального искусства из музеев, храмов и частных собраний г. Харькова и Харьковской области. Уровень отреставрированных произведений получил высокую оценку специалистов.
На современном этапе кафедра реставрации станковой и монументальной живописи, оставляя все лучшее из своего прошлого, постоянно развивается. Совершенствуются методики работы.
На кафедре реставрации станковой и монументальной живописи работает коллектив художников-реставраторов и ученых. Это доц. к.т.н. Долуда А. А., доц. к.т.н. Ковалёв Ю. С., ст. преп. Федосеенко А. И., ст. преп. Берестюк Н. В., преп. Деревянко А. Ю., Шулика В. В., Заикина Н. Е., Кишкурно Е. П., зав. лаб. Майборода Н. В. и Деревянко Ю. П., учебный мастер Колесниченко Л. И.
На первом курсе студенты кафедры овладевают теоретическими основами реставрации произведений искусства, реставрационной этики, правилами фотофиксации произведений искусства, основами фотографического исследования живописи, техники и технологии живописи. Со второго курса студенты получают возможность, при постоянном контроле преподавателя, осуществить практическую реставрацию произведений станковой масляной и станковой темперной живописи. Сложность реставрационных работ повышается с каждым годом обучения. С четвертого курса студенты овладевают основами реставрации монументальной живописи. На протяжении всего обучения преподается дисциплина "Копирование". В рамках этой дисциплины преподается копирование станковой масляной живописи, которое проходит в залах Харьковского художественного музея и копирование темперной живописи. Задачи копирования живописи, которые ставятся для студентов-реставраторов, предполагают аналитический подход к копируемому произведению. В процессе копирования студенты овладевают техникой и технологией мастеров различных эпох на практике.
Обучение студентов-реставраторов немыслимо без мощной теоретической базы. В процессе обучения студентам преподаются теоретические дисциплины, такие как: методы исследования, материаловедение, спецхимия, спецбиология, музейное дело, иконография. С 2007 г. вводится новая дисциплина - "История реставрации".
В своей практике реставраторам с большими затратами времени и труда приходится преодолевать последствия ненормативного хранения произведений, а также последствий неквалифицированной реставрации. Еще в 1911 г. художник-реставратор музея Александра III в Санкт-Петербурге А. Я. Боравский на I Всероссийском съезде художников в докладе "Охрана произведений искусства" говорил: "Отсутствие строго научной систематической консервации заставляет проделывать такие реставрационные операции, которых можно было избежать при умелой постановке консервационного дела".
На данный момент у кафедры имеется серьезная научно-реставрационная база. В качестве курсовых и дипломных заданий студентами кафедры выполняется реставрация порядка 50 произведений в год. Несмотря на большой объем работ и сжатые сроки их выполнения, преподаватели и студены кафедры стремятся, чтобы результаты их труда отвечали высоким профессиональным требованиям.
Выполнение работ напрямую зависит от организованной деятельности преподавательского состава кафедры.
Практическая реставрация произведений искусства на кафедре РСМЖ включает: 1) составление реставрационного задания на основе тщательного, всестороннего изучения памятника и утверждение его на Реставрационном совете кафедры; 2) выполнение реставрации; 3) составление отчетной документации о проделанной работе и оценивание качества реставрации Реставрационным советом.
Гласность, научность, контроль - основные требования к профессиональной реставрации и подготовке студентов. Всю работу нужно строить на постоянном профессиональном совершенствовании, изучении теории и практической работы коллег, специальной литературы и периодики, участии в конференциях.
Научные исследования, проводимые кафедрой, состоят из химико-технологического изучения памятника, а также подбора историко-искусствоведческих сведений о нем, определяющих методику и конечный результат реставрации. Эта работа требует длительного времени, а также постоянного совершенствования технической оснащенности исследований.
Реставрация произведений искусства - это, с одной стороны, спасение памятников от разрушения, выявление авторского замысла, с другой стороны - любое вмешательство в памятник есть уже его изменение. Качество реставрации определяется мерой этого вмешательства опытом, мастерством и вкусом реставратора. Во избежание субъективизма мера вмешательства определяется коллегиально на Реставрационном совете кафедры. При этом основными принципами являются: 1) целесообразность выполнения тех или иных операций для сохранности памятника; 2) выявление автора и особенностей его почерка; 3) эстетическое восприятие памятника. Необходимость реставрации, ее методика и конечный результат должны быть определены профессионально, строго научно оправданы, принятие единоличных решений недопустимо.
Современная реставрация невозможна без научного обоснования коллегиального задания, а также без специальной документации.
Кроме того, нужно постоянное улучшение научно-исследовательской базы, в частности, применение современных способов фиксации всех процессов (цветная макро- и микросъемка, рентген, спектроскопические и материаловедческие аналитические исследования).
И наконец, современная работа реставратора невозможна без компьютерной системы сбора, обработки и хранения полученной информации. Введение этой системы в работу кафедры значительно ускорит процесс анализа состояния памятников, выбора верной методики, составления документации.
Выпускники кафедры получают высокую профессиональную подготовку, что подтверждает их дальнейшее трудоустройство. Воспитанники кафедры работают реставраторами в ГНИРМе (Харьковский филиал), Харьковском художественном музее, Полтавском художественном музее, Донецком художественном музее, Ливадийском дворце, Дрезденской картинной галерее, а так же преподают в высших учебных заведениях Украины и России.
Кафедра реставрации плодотворно сотрудничает с музеями, такими как: Харьковский художественный музей, Харьковский исторический музей, Пархомовский историко-художественный музей, Изюмский краеведческий музей, Днепропетровский художественный музей, Алупкинский государственный музей заповедник, Дом-музей Ногаевской и Рома (г. Бахчисарай), Государственный заповедник Ханский дворец (г. Бахчисарай), Уманский краеведческий музей, Чугуевский художественно-мемориальный музей им. И. Е. Репина, Херсонесский музей-заповедник (г. Севастополь), Чебоксарский художественный музей (РФ), музей-диорама войны в Афганистане, музей ХГАДИ, галерея "Академия".
Вторым направлением работы кафедры является сотрудничество с храмами и монастырями Православной Церкви, такими как Святогорская Свято-Успенская Лавра, Свято-Покровский монастырь (г. Харьков), Свято-Усекновенский Храм (г. Харьков), Трехсвятительский храм (г. Харьков), Архангело-Михайловский храм (с. Ракитное), Троицкий храм (пос. Покотиловка), Рождества Христова (с. Уланок Курская обл. РФ), Св. Николая (с. Гиевка), Св. Георгия (г. Харьков), Крестовоздвиженский храм (г. Изюм) и др., а так же с Харьковским Римо-Католическим костелом и с Харьковской хоральной синагогой.
Третьим направлением работы кафедры является предоставление услуг реставрации (на некоммерческой основе) частным лицам, которые передают произведения живописи для обучения студентов практической реставрации.
Естественно, все три направления требуют различного подхода и отношения к памятнику, связанного с дальнейшим бытованием произведения.
Преподавателями и студентами кафедры реставрации станковой и монументальной живописи было отреставрировано множество произведений искусств, представляющих государственное значение. Многие из них, на момент реставрации, находились в критическом состоянии. Кафедра гордится, что благодаря ее работе были спасены произведения С. И. Васильковского, П. А. Левченко, И. Труша, К. Трутовского, Ф. И. Яненко, Л. И. Чернова, А. А. Кокеля, П. М. Горобца, А. М. Константинопольского, А. А. Хмельницкого, И. З. Киселева, И. К. Шевченко, а также памятники иконописи XVII-XX вв., среди которых были поистине уникальные шедевры.
Научно-исследовательская работа преподавателей и студентов кафедры ведется по нескольким направлениям. Это разработка и внедрение методик реставрации, экспертиза произведений искусства, исследование техники и технологии произведений искусства, исследование иконографии памятников сакрального искусства, реконструкция памятников иконописи и т. д. На данный момент преподавателями и студентами кафедры ведется научная работа по таким темам: технология и экспертиза произведений С. И. Васильковского, технология и экспертиза произведений П. А. Левченко, технологические особенности и иконография старообрядческой иконописи Ветки, иконография и технология иконописи и сакральных стенописей Слободской Украины, разработка методик реставрации и реконструкции росписей С. И. Васильковского и М. С. Самокиша в доме И. Бойко, реставрация росписей Слобожанских скрынь, разработка методик реставрации росписей храма Рождества Христова в с. Уланок (Курская обл. РФ), разработка методик реставрации творческого наследия проф. А. Кокеля, а так же общие проблемы реставрации и рекомендация по сохранению произведений искусства. Апробация результатов научных исследований происходит в практической работе, а так же на международных и всеукраинских конференциях, конференциях академии и реставрационных советах кафедры. Студенты кафедры РСМЖ постоянно участвуют в конференциях СНТО академии.
Важнейшее место в научно-исследовательской работе кафедры занимает атрибуция произведений искусства, установление их подлинности. На кафедре РСМЖ были атрибутированы произведения И. Левитана, К. Трутовского, И. Айвазовского, И. Шишкина, Ф. И. Яненко, И Дубовского, Маркова, Сомова, Бёма, А. Бенуа, В. Серова, В. Гауфа, Казанцева, Алесова, Клевера, Алексеева и др. Многие из этих атрибуций были выполнены совместно с ХНИИСЭ им. проф. Бокариуса.
Кроме ХНИИСЭ им. проф. Бокариуса, в своей научной работе, кафедра сотрудничает с ГНИРМ, Институтом монокристаллов, с Научно-методическим центром охраны культурного наследия, ХНУ им. Каразина, НТУ "ХПИ" и др.
Перспективой работы кафедры является расширение сферы сотрудничества с ведущими научными и реставрационными организациями Украины и Европы. Важнейшей перспективной задачей кафедры является открытие новых реставрационных специальностей, таких как реставрация бумаги (графики), ткани, метала, дерева и др.
Развитие кафедры невозможно без необходимого арсенала технических средств, поэтому в перспективах кафедры планируются: создание иконографической компьютерной базы необходимой для проведения реконструкции памятников сакрального искусства, создание отдельных научно-исследовательских лабораторий (рентген, УФ, ИК), создание условий для поддержания в аудиториях оптимального температурно-влажностного режима, необходимого для проведения реставрационных процессов и хранения произведений. Поскольку на ответственном хранении кафедры находятся произведения искусства из музеев, храмов и частных собраний, необходимо постоянно совершенствовать систему безопасности.
Синтез творчества и науки - это то, что характеризует деятельность кафедры реставрации станковой и монументальной живописи. Развитие творческого подхода и координация научных процессов является залогом успешного развития кафедры.
Список литературы:

  1. Владимирова О. Ф. Основные принципы организации Отдела научной реставрации /Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы. - М.: ГИМ, 1999. - С. 124-126.
  2. Краснова Т. Н. Становлення та розвиток спеціальності й кафедри реставрації творів мистецтва // 75 років вищої художньої школи Харкова 1921-1996. - Х.: ХХПИ, 1996. - С. 123 - 129.
  3. Кулаков С. А. Реставрационная деятельность в Украине (организационно-правовое и экономическое состояние) // Реставрація музейних пам'яток в сучасних умовах. Проблеми та шляхи їх вирішення. ІV Міжнародна науково-практична конференція, тези доповідей 20-23 травня 2003 року. - К.: ННДРЦУ, 2003. - С. 68 - 70.
  4. Лелеков Л. А. Об эстетических категориях в реставрации //Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация 13. - М.: ВЦНИЛКР, 1990. - С. 18 - 25.
  5. Решения Всесоюзной конференции "Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи" // Всесоюзная конференция "Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи". Доклады, сообщения, выступления участников конференции и принятые решения. Москва, 18 - 20 ноября 1968 г. - М.: ВЦНИЛКР, 1970. - С. 329 - 333.
  6. Тимченко Т. Р. "Художник-реставратор": до історії терміна // Проблеми збереження, консервації, реставрації та експертизи музейних пам'яток. ІІІ Міжнародна науково-практична конференція, тези доповідей 22-24 травня 2001 року. - К.: ННДРЦУ, 2001. - С. 175 - 177.
  7. Яхонт О. В. Проблемы научной реставрации и состояние реставрационной отрасли // Проблеми збереження, консервації, реставрації та експертизи музейних пам'яток. ІІІ Міжнародна науково-практична конференція, тези доповідей 22-24 травня 2001 року. - К.: ННДРЦУ, 2001. - С. 196 - 197.