Евгений Павлович Егоров - харьковский герольдмейстер 1960-х.

// Євгеній Павлович Єгоров - художник і педагог. Збірка статей за матеріалами "круглого столу",
присвяченого творчості Є. П. Єгорова.
Харків 11 березня 2006 р. /Упорядник В. В. Шуліка, передмова І. Ю. Можейко. - Х.: Культурно діловий центр корпорації "Консалтингова група "Рубаненко і партнери", 2006. - С. 56-70.

Шулика В. В.

Двадцать шестого декабря 1968 г. сессия Харьковского городского Совета депутатов трудящихся утвердила новый герб г. Харькова. Конкурс на новый харьковский герб проходил два года, при участии двухсот конкурсантов [17]. Победителем конкурса стал Е. П. Егоров, на тот момент доцент, зав. кафедры рисунка ХХПИ (ныне ХГАДИ) [3]. Перед утверждением герба депутатами горсовета, герб был утвержден главным художником Харькова О. В. Вяткиным [12]. Утвержденный герб имел следующий вид: щит французской формы на серебряном поле, красно-синяя глава (флаг УССР 1949 г.), на красной части главы помещена половина золотой шестеренки. В центре щита на серебряном поле золотой колос в окружении трех атомных орбит.
После отказа, а фактически запрета геральдики советской властью в конце 1910-х гг., в середине шестидесятых снова просыпается интерес к герботворчеству. В период с 1918 - до середины 60-х безусловно развивалось советское символотворчество, но то, что выдавалось за гербы, никакого отношения к геральдике не имело. "Гербы" СССР и союзных республик в строгом смысле слова являются не гербами, а эмблемами, так как гербом может считаться только тот символ (или набор символов) который составлен по правилам геральдической науки. В. И. Ленин прекрасно понимал, что, декларируя полный разрыв с прошлым, невозможно использовать ту систему символов, в основе которой находится изображение вооруженного рыцаря. В свете советской идеологии средневековый рыцарь являлся ни кем иным как феодалом, угнетателем и эксплуататором. В связи с этим, все проекты гербов РСФСР, предложенные Ленину в 1918 г., которые следовали правилам геральдики, были категорически отвергнуты. Гербы же городов и губерний были упразднены как просто ненужные. Тем не менее, если "герб" РСФСР и составленный по его мотивам "герб" УСРР (УРСР (УССР)) отдаленно напоминают гербы, хотя бы по той причине, что в центре композиции имеют нечто напоминающее щит, то герб СССР полностью утрачивает какие-либо геральдические черты.
Советский союз начал открыто проявлять внешние атрибуты империи во второй половине 30 - 50 гг. Это проявилось и в геополитике, и в архитектуре, и в искусстве, и даже в военной форме (возвращение в 1943 г. золотых офицерских погон). Однако, ожидаемого в таких условиях возрождения геральдики не произошло. Вероятно, причины невнимания к геральдике связаны с неевропейским происхождением И. В. Сталина. Но все-таки геральдика существовала в СССР и при Сталине, только в весьма завуалированном виде. Примером такой завуалированной геральдики могут служить росписи центрального зала Харьковского аэровокзала (1954 г.), где на стенах помещены сюжеты, отражающие этапы дружественных взаимоотношений Украинского и Российского народов. Здесь представлены, по сути, геральдические композиции со всей соответствующей атрибутикой - щитами, щитодержателями, девизными лентами.
Интерес к городской геральдике начинает просыпаться в середине шестидесятых годов. Вероятно, это связанно с возрождением краеведческих движений, которые ранее были запрещены Сталином, а так же с модой на исторический туризм. В семидесятых годах интерес к геральдике несколько утихает, возрождаясь в восьмидесятых, и особенно в девяностых годах ХХ в.
В середине семидесятых - начале восьмидесятых годов появляются первые советские научные издания, посвященные геральдике. Среди них следует отметить работы С. В. Драчука [6] и И. Соболевой [19]. Как реакция на возросший общественный интерес, с февраля 1974 г. в журналах "Наука и жизнь" появляются публикации дореволюционных городских гербов.
Следует отметить, что в середине шестидесятых, когда Е. П. Егоров составляет гербы Харькова, а затем Красного Лимана, современная литература по геральдике полностью отсутствовала, а дореволюционная являлась библиографической редкостью. Е. П. Егорову, как и другим художникам, составителям городских гербов в шестидесятых годах, приходилось работать практически на ощупь, руководствуясь статьей по геральдике в БСЭ и собственной интуицией. О полном незнании терминологии и правил геральдики в СССР свидетельствует статья в "Комсомольский правде" от 3 января 1969 г., посвященная утверждению нового Харьковского герба. Журналист описывает утвержденный герб Харькова в таких выражениях: "Новый герб представляет собой геральдический круг. Вверху две красно-голубые пластинки - символ флага Советской Украины. Под ними зубчатое колесо - индустрия города. Внизу золотой колос в обрамлении атомов - так отражен Харьков как город науки и центр хлебородной области" [22]. Незнание автором статьи верной геральдической терминологии привело к совершенно вульгарному описанию герба. Судя по всему, с терминологией был незнаком и редактор всесоюзной газеты, позволивший напечатать присланный материал без надлежащего уточнения терминологии.
Однако не впервые в отечественной геральдике герольмейстер-составитель гербов оказывался в информационном вакууме. Подобное положение было и при утверждении герольдместерской конторы в 1722 г., когда приглашенный пьемонтец граф Санти, впервые в истории Российской империи по указу Петра І занялся составлением первых российских гербов. В начале XVIII ст., как и в середине 60-х гг. ХХ в. также полностью отсутствовали и литература, и профессиональный опыт [19].
Существует мнение, что советская городская геральдика полностью отказалась от исторического наследия в городском герботворчестве. Действительно, большинство городских гербов, созданных в 60-е, подтверждают это мнение, но герб Харькова, созданный Е. П. Егоровым имеет исторические параллели. Рыцарская, западноевропейская геральдика, как строго упорядоченная система символов появляется в ХІ ст. во времена крестовых походов. Служила она для распознавания на поле боя закованных в доспехи рыцарей [1]. В основу многих личных и земельных гербов легли догеральдические родовые знаки.
Городская геральдика формируется в ХІІІ - XIV ст. [19]. Появление городских гербов свидетельствует о повышении роли городского самоуправления и получения городами Макдебургского права. Примерно в это же время начинает формироваться Украинская земельная геральдика. Города, имеющие Макдебургское право, такие как Львов, Луцк, Галич, Киев, Перемышль и пр. имеют уже вполне развитые гербы к XIV ст. В основе большинства этих гербов легли древние догеральдические символы.
Геральдика Слобожанщины появляется со времени заселения региона украинскими казаками. В XVII ст. у украинских казаков, знакомых с польской и литовской геральдикой, существовала своя, вполне развитая геральдика.
В XVII ст. Харьков получает свой первый герб - на золотом поле черный лук со стрелой, обращенный в правый верхний угол. Форма щита немецкая (в описании польская) [17]. Кто и когда составил этот герб, принадлежал ли он городу или только правящему полковнику неизвестно. Однако можно утверждать тот факт, что в XVII ст. украинская геральдика была уже полностью сформирована и имела присущие только ей специфические черты.
Российская земельная геральдика начинает развиваться только в конце XVII ст., приобретя геральдические формы только к концу правления Петра І [19].
Историю геральдики принято делить на два периода. Первый период именуется "живой геральдикой", то есть геральдикой, служащей своему прямому назначению - распознаванием воина в бою. Второй период, начавшийся в конце XVII ст., когда геральдика становится отвлеченной дисциплиной, именуется "бумажной геральдикой" [9, 18]. Развитие российской геральдики как раз приходится на ее второй период истории. В XVIIІ в. геральдика Слобожанщины и, в частности, Харькова развивается уже по общеимперским законам.
Следующим этапом истории слободской геральдики стали 30-е гг. XVIIІ ст., когда профессор права Кенигсбергского университета Иоганн Симон Бекенштейн, приглашенный в Россию и ставший по совместительству герольдмейстером, разработал гербы для знамен Слободских полков. По признанию самого Бекенштейна познания его в геральдике были очень невелики [19]. Подвергнутые правке проекты слободских гербов Бекенштейна так и не были окончательно утверждены [19].
Следующий этап развития отечественной городской геральдики, который непосредственно отразился на символике Харькова, происходит в последнюю четверть XVIIІ ст. Это было связано с реформаторской деятельностью Екатерины ІІ, которая в рамках упорядочения местного управления жаловала городам гербы [18].
В это время в моду входит употребление в гербах французской формы щита.
С 1771 г. Герольдмейстерскую контору возглавил Михаил Михайлович Щербатов. Он и явился автором самого долгоиспользуемого Харьковского герба. На зеленом поле положенные в виде Андреевского креста рог изобилия и меркуриев жезл - кадуцей. Этот герб символизирует развитую торговлю и богатство города. Впервые этот герб появился в 1775 г на флаге Харьковского полка. Как городской герб высочайше утвержден в 1781 г. Подобные символы для Харькова были не новы. Флаг с рогом изобилия использовался Харьковскими казаками еще в 1705 г. Деятельность князя Щербатого высоко оценивается специалистами, т.к. он был чуть ли не первым высокообразованным профессиональным герольдмейстером, знатоком правил геральдики [19].
Последний предреволюционный период истории Харьковского герба приходится на 1878 г. Связан он с именем герольдмейстера Кёне. Кёне подверг пересмотру существующие городские гербы империи, отмечая несоответствие большинства гербов правилам европейской геральдики. Деятельность Кёне коснулась и Харьковского герба. Признав рог изобилия и кадуцей фигурами не свойственными для европейской геральдики, Кёне разработал новый герб Харькова. На серебряном поле червленая глава. В центре главы помещена золотая шестиконечная звезда, по сторонам от которой положены две золотых монеты. На серебряном поле - черная голова коня, обращенная вправо. Звезда символизировала Харьковский университет, монеты - торговлю, голова коня - развитие на Харьковщине коневодства. Стремясь к единообразию губернских гербов, Кёне вводит в гербы губернских центров ряд дополнений. Герб обрамлялся дубовыми ветвями, перевязанными голубой лентой ордена св. апл. Андрея Первозванного. Щит венчался Большой императорской короной. Новый герб Харькова был высочайше утвержден 5 июля 1878 г. Однако герб Харькова работы Кёне не прижился. По ходатайству дворянского собрания в 1887 г. Харькову был возвращен старый герб 1781 г., с прибавлением дубовых ветвей и короны [19]. До 1917 г. герб Харькова был именно таким.
Просуществовав более чем пятьдесят лет без герба, Харьков снова его обретает в 1968 г.
Композиция и негеральдические фигуры нового харьковского герба родились сразу. Работа велась в основном над цветовой символикой. Негеральдические фигуры создаваемого герба являлись типичными для большинства советских городских гербов. Возможно, они регламентировались сверху. Аналогичные негеральдические фигуры, указывающие на промышленное, научное и сельскохозяйственное значение города и региона встречаются и в гербах Сумм, Славянска и пр. Поиск же адекватного цветового решения герба занял продолжительное время. Первый эскиз герба представлял собой щит французской формы. На лазоревом поле золотой колос в окружении серебряных атомных орбит. Над колосом половина червленой шестеренки. В следующих вариантах герба появляется червлено-лазоревая глава, символизирующая Советскую Украину. Меняется только цвет основного поля: червленого, лазоревого и, наконец, серебряного. Долгое время Е. П. Егоров склонялся к лазоревому полю щита с червленой главой. Интересно, что по устному свидетельству Е. П. Егорова эти цвета, символизирующие Советскую Украину, были не приняты комиссией и даже вызвали подозрения в украинском национализме. Слишком много символики УССР! Возможно, реакцией на эти замечания стал следующий проект, где на червленом поле изображена червлено-лазоревая глава. В этом эскизе явно утверждается, что УССР является неотъемлемой частью Советского союза.
Во всех ранних эскизах герба имеются нарушения правил геральдики касательно наложения цветов. В классической геральдике существует только пять цветов и два металла. Цвета - червленый, лазоревый, зеленый, пурпурный и черный. Металлы - золото (желтый) и серебро (белый). По правилам геральдики цвет на цвет и металл на металл не накладываются. То есть цветную главу на цветное поле накладывать нельзя [4, 9].
И только в последнем варианте герба, который и был утвержден в декабре 1968 г. Е. П. Егоров находит геральдически правильное решение, наложение цветной главы на серебряное (металлическое) поле. При первом рассмотрении Харьковского герба 1968 г. может показаться, что Е. П. Егоров справившись с одной проблемой, не справился с другой, т.е. наложив цветную главу на металлическое поле, тут же нарушил правила геральдики, наложив золотой колос с орбитами атомов на серебряное поле. Действительно, подобное наложение металлов друг на друга является нарушением правил. Но если обратиться к истории геральдики как западноевропейской, так и украинской можно найти ряд примеров, когда такие, на первый взгляд, нарушения использовались в виде исключения в гербах государств и областей, чтобы подчеркнуть их богатство и плодородие. Примером может служить герб королевства Иерусалимского, составленного крестоносцами в XI в., а также герб Подолья XVI ст. [8]. Золотой колос на серебряном поле, по замыслу Е. П. Егорова, должен символизировать исключительное плодородие Харьковщины, а золотой символ атома на серебряном поле - бурное развитие науки харьковскими учеными.
Интересно, что созданный в том же 1968 г. герб г. Сумм, хотя и использует аналогичные символы, гораздо менее геральдичен. Поле герба решено в цветах флага УССР, т.е. на червленом поле лазоревая оконечность, что само по себе является нарушением правил геральдики. На червленом поле помещены золотые атомные орбиты, шестеренка и химическая колба - символ Суммыхимпрома. В оконечности помещены на лазоревом поле три черные сумы - реплика из герба Сумм 1776 г., составленного Щербатовым [18, 19]. В этом гербе два нарушения правил геральдики. Если цвета поля и оконечности продиктованы сложившейся ситуацией в советской вексилологии, то наложение черных сум на лазоревое поле совершенно не оправданно (наложение цвет на цвет). На гербе Сумм 1776 г. поле серебряное. Однако герб Сумм не упрекнешь в отсутствии связи с прошлым. Может ли этим похвастаться герб Харькова Е. П. Егорова? Может. Только не следует в этом гербе искать исторических параллелей в помещенных негеральдических фигурах. Они, безусловно, появляются в гербе нашего города впервые. Историческая преемственность здесь прослеживается в цвете поля и главы. Подобное расположение красной главы на серебряном поле было на гербе Харькова 1878 г., составленного Кёне. Изображение золотых монет и звезды в гербе Е. П. Егорова было заменено золотой шестеренкой. Черная конская голова заменена на изображения золотого колоса и атомных орбит.
Возникает вопрос, почему Е. П. Егоров обратился именно к этому Харьковскому гербу, который и менее всего известен, и просуществовал каких-то девять лет, да и был отменен по неизвестным причинам? Причин этому несколько. Герб Харькова казацкого периода известен только в реконструкциях, ни одного изображения этого герба до наших дней не сохранилось. Герб, составленный Щербатовым, хотя и имеет все атрибуты настоящего герба, вызывал недовольство специалистов еще в ХІХ в. своими античными символами. Герб, составленный Кёне наиболее "геральдичен" из всех Харьковских гербов. К тому же в нем присутствует конкретизация. Символы науки, торговли и животноводства (голова коня). Практически эти же черты жизни нашего города представляет и Е. П. Егоров в своем гербе. Только торговля, которая не поощрялась среди частных лиц в советское время, была заменена Е. П. Егоровым на символ промышленности. Проводя исторические параллели, следует заметить, что не только Е. П. Егоров обратил внимание на герб Харькова 1878 г. Н. Бетинский в 1930-х г. в эмиграции, разрабатывая геральдику Украины, поместил в проекте большого герба Украины в виде герба Слобожанщины герб Кёне [8, 11]. Независимо друг от друга, искушенный специалист в геральдике Бетинский и художник Егоров обратились к одному и тому же прототипу.
После утверждения новый харьковский герб сразу вошел в повседневную жизнь. Во множестве вариаций он появился и в монументальном искусстве города. Наиболее известные монументальные изображения - это мозаика на Южном вокзале и панно на фасаде завода "Радиореле". Мозаика на Южном вокзале представляет особый интерес, т.к. создана по неутвержденному эскизу Е. П. Егорова, за который его подозревали чуть ли не в украинском национализме. Эта мозаика является ценнейшим историческим документом истории Харьковской геральдики.
Через год после утверждения Харьковского герба, Е. П. Егоров создает герб города Красный Лиман. В Красном Лимане родился Е. П. Егоров, и созданный герб стал выражением любви к родному городу. До созданного в 1969 г. герба города, Красный Лиман герба не имел. В гербе Красного Лимана Е. П. Егоров использовал совершенно иной принцип составления гербов, нежели в Харьковском гербе. Здесь применен принцип "говорящего герба": на зеленом поле червленая волнообразная оконечность. В сердце щита - скрещенные молот и разводной ключ. Зеленое поле символизирует природные богатства города и района, червленая волнообразная оконечность - намек на название города, скрещенные молот и разводной ключ символизируют промышленность региона, а так же железнодорожную стацию, где в свое время работал отец Е. П. Егорова. "Говорящие гербы" достаточно редкое явление в советской геральдике, поэтому герб Красного Лимана по-своему уникален.
С распадом Советского Союза советская геральдика как феномен перестает существовать. На волне увлечения историзмом в 90-х гг. ХХ ст. городам возвращаются старые символы. В 1995 г. Харьков вступает в Лигу исторических городов Украины. Членство в Лиге потребовало возвращения старого Харьковского герба [20]. В 1995 г. Харьковский горсовет принимает новый герб города [20]. Новый герб составлен на основе герба 1887 г., только вместо Большой императорской короны появилась странная композиция, не имеющая отношения к геральдике. Над гербовым щитом появилась половина серебряной шестеренки, на которой лежит открытая книга с серебряными атомными орбитами внутри. Все это нагромождение фланкируют четыре золотых колоса. Окружающие щит дубовые ветви перевязаны голубой лентой, смысловое назначение которой остается совершенно непонятным. Если в гербах Кёне это лента ордена св. апл. Андрея Первозванного главной государственной награды Российской империи, то что она делает в гербе, созданном в современной Украине? В этот герб перешли негеральдические фигуры из герба Е. П. Егорова, однако, если Егоров сумел расположить их в гербе согласно правилам геральдики, то в последнем харьковском гербе это явно не удалось. Помещенный над щитом "натюрморт", не поддается никакому терминологическому описанию и является просто антигеральдичным.
Герб Харькова работы Е. П. Егорова 27 лет представлял наш город. Теперь он занял место в истории Харькова, оставаясь одним из лучших городских гербов созданных в советских период.
Литература:

  1. Арсеньев Ю. В. Геральдика. - М.: Терра - Книжный клуб., 2001. - 384 с.
  2. Братко-Кутинський О. Нащадки Святої Трійці: Ґенеза української державної символіки. - К.: Білий птах., 1992. - 85 с. - (Історія, нація, культура).
  3. Герб Харькова / Вечерний Харьков № 256 28 декабря 1968.
  4. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / сост. П. П. фон Винклер. - М.: Планета., 1990. - 222 с. - репринт.: Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / сост. П. П. фон Винклер. - СПб.: Издание И. И. Иванова., 1899.
  5. Гербы дворянских родов России / авт.- сост. Е. А. Агафонова, М. Д. Иванова. - М.: Лексика., 1991. - 16 л.
  6. Драчук В. С. Рассказывает геральдика. - М.: Наука., 1977. - 256 с.. - (История нашей родины)
  7. Замлинський В. Дмитрієнко М. Геральдика України / Україна № 14. 1992. - К.: 1992. - С. 1-2.
  8. Клейноди України: З історії державної і національної символіки. Комплект листівок / упорядник д. філос. н. Д. Ю. Прилюк. - К.: Абрис, Філософська і соціологічна думка., 1991. - 33 листівки.
  9. Лакиер А. Б. Русская геральдика. - М.: Книга., 1990. - 399 с.. - ил. - репринтное издание.: Лакиер А. Б. Русская геральдика. - СПб.: 1855.
  10. Лукомскій В. К. Модзалевскій В. Л. Малороссійскій гербовник. - СПб.: изданіе черниговскаго дворянства., 1914. - 213 с.
  11. Національна символіка. К. 1. - К.: 1991. - 48 с. - (Бібліотека журналу "Пам'ятки України")
  12. Новий герб Харкова / Радянська Україна 28 грудня 1968.
  13. Остапенко Б. Українська символіка: національна чи націоналістична? /Вечірній Харків 2 серпня 1990.
  14. Пастернак О. Пояснення тризуба, герба Великого Київського Князя Володимира Святого. - К.: Веселка., 1991. - 47 с. - іл.. - (Українське відродження). - перевидання.: Пастернак О. Пояснення тризуба, герба Великого Київського Князя Володимира Святого. - Ужгород.: 1934.
  15. Сергійчук В. І. Національна символіка України. - К.: Веселка., 1992. - 109 с.
  16. Силаев А. Г. Истоки русской геральдики. - М.: Фаир-Пресс., 2002. - 240 с.
  17. Смоленський В. Символіка Переяславщини та Слобожанщини /Пам'ятки України №3 1991. - С 53.
  18. Соболева И. "Известия, касающиеся до геральдики" / Художник № 12 1990. - М.: 1990. - С. 53 - 63.
  19. Соболева Н. А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. - М: Наука., 1981. - 262 с.
  20. Топоркова Н. Депутаты вернули Харькову герб, осталось вернуть изобилие /Время 16 сентября 1995.
  21. Указ президії верховної ради УССР про присвоєння тов. Єгорову Є. П. почесного звання заслуженого діяча мистецтв УССР / Зоря комунізму (Красний Ліман) № 89 26 липня 1977.
  22. Черкасов В. Герб Харькова / Комсомольская правда № 2 3 января 1969.
 Герб г. Харькова. Е. П. Егорова 1968 г.  Герб г. Харькова в 17 ст. Флаг Харьковского Слободского полка 17 ст. Флаг 1 Харьковской сотни 17 ст. Проекты герба Харькова Бекенштейна первая пол 18 ст Эмблема на флаге Харьковского полка 1705 г. Проекты герба Харькова Бекенштейна первая пол 18 ст Проекты герба Харькова Бекенштейна первая пол 18 ст Проекты герба Харькова Бекенштейна первая пол 18 ст Проекты герба Харькова Бекенштейна первая пол 18 ст Проекты герба Харькова Бекенштейна первая пол 18 ст Проекты герба Харькова Бекенштейна первая пол 18 ст Флаг Харьковского полка 1765 г Герб г. Харькова 1781 г. герольдмейстер Щербатов. Герб г. Харькова 1878 г. герольдмейстер Кёне Герб Харькова 1887 г Проект герба Харькова Е. П. Егорова. Эскиз № 1 Проект герба Харькова Е. П. Егорова. Эскиз № 2. Проект герба Харькова Е. П. Егорова. Эскиз № 3 Проект герба Харькова Е. П. Егорова. Эскиз № 4 Герб Подолья 16 ст Герб г. Суммы 1968 г Герб г. Суммы 1776 г Проект большого герба Украины Н. Бетинского 1930-е Мозаика на Южном вокзале, созданная по неутвержденному эскизу Е. П. Егорова. Герб г. Красный Лиман 1969 г. Герб Харьковской области 1995 г