Икона "Образ Пресвятой Богородицы Одигитрия Смоленская" Сызранской школы

// Матеріально-художня культура: проблема теорії та практики. – Х.: ХДАДМ, 2012. – С. 74-77

Кудина Н. ст. 6 к. каф. РСМЖ ХГАДИ
Шулика В.В. канд. искусствоведения, доц. каф. РСМЖ ХГАДИ

На протяжении последних лет на кафедре РСМЖ ХГАДИ наравне с реставрацией проводится работа по исследованию памятников сакрального искусства, в частности, иконописи старообрядцев. Так за последнее десятилетие была проделана работа по исследованию технико-технологических и стилистических особенностей иконописи Ветки, Холуя, Мстеры, Невьянска. В поле зрения преподавателей и студентов кафедры оказывались, в первую очередь, те памятники, которые имели распространение на Слобожанщине, благодаря местным старообрядцам. Настоящей сенсацией стала реставрация иконы Сызранской школы старообрядческой иконописи, которая проходила в 2011-2012 гг. на каф. РСМЖ ХГАДИ.
Икона "Образ Пресвятой Богородицы Одигитрия Смоленская" написана в конце ХІХ - нач. ХХ в., была передана на реставрацию из г. Симферополя. Исторически икона происходит из Пензенской обл. Белинского р-на, с. Козловки. Крупноформатная икона находилась в храме села. В 20-е.гг. ХХ в. храм был разрушен, а икона подвержена глумлению. Острым предметом были изрублены лики иконы. После этого икона долгое время находилась у прихожан храма. В 1980-е гг. икона была вывезена в Крым. Следует заметить, что подобные иконы в Украине встречаются достаточно редко.
Среди старообрядческих иконописных центров Сызрань заявила о себе довольно поздно. Первые сведения о Сызранских иконах относятся к началу XIX в., но особый местный стиль сформировался здесь только ко второй половине столетия. Основными заказчиками сызранской иконы были местные купцы-старообрядцы, обеспечившие экономический расцвет Сызрани и уезда во второй половине XIX - нач. XX в. В городе работали десятки мастеров, чья продукция была востребована не только в старообрядческой среде.
Сызранская иконописная мастерская, так называемая Сызранская школа иконописания или Бочкаревская школа, по имени главного представителя школы - Александра Архиповича Бочкарева (1866-1934). Сызранская иконопись развивалась в среде старообрядцев - поморского согласия беспоповского толка, которые вели достаточно замкнутый образ жизни. Из-за преследований старообрядцев феномен Сызранской иконы замалчивался и сегодня известен лишь узкому кругу специалистов. Подобных икон нет и в музейных собраниях, хотя по масштабам иконописный промысел Сызрани не уступал известным иконописным центрам России. В Сызранских иконах использованы стилистика и приемы мастеров Палеха, Мстеры, Холуя. Промысел Сызрани развивался с ними параллельно [1].
Иконы Сызранской школы выполнялись на доске с ковчегом, сделанной как правило, из кипариса. Поверхность тщательно обрабатывалась, оклеивалась паволокой и залевкашевалась. Тыльная сторона доски часто залевкашена и окрашена, шпонки, поставленные с тыльной стороны доски - профилированы в форме "ласточкин хвост". Писалась икона темперой. Поверхность красочного слоя покрывалась слоем бесцветного блестящего лака. Лак способствовал отличной сохранности Сызранских икон.
Сызранские иконы имеют широкую пологую лузгу, спускающейся от поля иконной доски в ковчег. Большинство икон украшены орнаментальной лузгой. Орнамент представляет собой изображение стилизованного цветка ромашки и трилистника чередующихся между собой. На некоторых иконах орнамент по лузге заменен на золотую кайму. Для Сызранских икон характерна также двойная опуш по полям. Шрифт, которым подписывались Сызранские иконы - вытянутый полуустав [1].
Икона "Образ Божией Матери Одигитрия Смоленская", которой посвящена статья, имеет широкую пологую лузгу с орнаментальной росписью в виде ромашки, что позволяет ее безошибочно атрибутировать.
Икона имеет размер 72/58/3,8 см. На момент поступления на реставрацию основа иконы состояла из 5 расклеенных досок, закрепленных встречными шпонками. Оригинальные шпонки не сохранились. Пятна клея на тыльной стороне свидетельствовали о попытке реставрационного вмешательства. Произведение имело утраты грунта и красочного слоя 30-40%, утраты золочения 15-20%. Икона имела следы неквалифицированной реставрации в виде шпатлевки в местах утрат грунта и красочного слоя.
Благодаря визуальным и приборным исследованиям удалось установить, что икона написана на кипарисовой доске. На доску наклеена паволока. Левкас белого цвета, в местах утрат рыхлый. В качестве наполнителя использован мел. Состояние сохранности левкаса нормальное.
Красочный слой (темпера) гладкий, закрывает всю поверхность доски. Прочность связи с грунтом удовлетворительная. Имелись потертости красочного слоя. Кракелюр присутствует практически на всей поверхности иконы. Крупно-, средне- и мелкосетчатые линейные кракелюры грунтового и красочного происхождения. Защитное покрытие равномерное, имеет незначительное потемнение, загрязнения, потертости и царапины.
Имеется незначительное пылевое загрязнение.
Фотографическая фиксация внешнего облика произведения проводилась на всех этапах работы: до, в процессе и после реставрации, что позволяет проследить выполнение реставрационных процессов. Также фотофиксация проводилась через бинокулярный микроскоп МБС-2. В результате исследований были выявлены и определены основные типы разрушений красочного слоя. Дальнейшее увеличение позволило рассмотреть тип и характер кракелюра, разделить его на виды, изучить целостность покровного слоя. Все виды кракелюра на иконе в основном относятся к слоям авторского грунта. Кракелюры, образовавшиеся в красочном слое и защитном покрытии, вызваны естественным старением материалов.
Исследования в ультрафиолетовой области спектра показали, что икона имеет равномерную люминесценцию лаковой пленки сизого цвета, отчетливо видны следы механических царапин в районе ликов, нимбов. Следов записей, изменения композиции обнаружено не было.
Исследования в инфракрасной области спектра позволили уточнить границы утрат красочного слоя. Изменения композиции и записей обнаружено не было. Стала отчетливо видна сетка кракелюра, которая визуально отделилась от основного изображения повышенной контрастностью.
Анализ рентгеновского снимка иконы проводился при непосредственном сопоставлении с иконой. Основа произведения отражена на рентгеновском снимке в виде рисунка структуры дерева с характерными уплотнениями. Рентгенограмма показала отсутствие изменений композиции. Были уточнены границы утрат красочного слоя, закрытого слоем шпатлевки.
На основании исследований была составлена программа реставрационных мероприятий, которая состояла из укрепления красочного слоя и грунта, восстановление утрат основы, восполнения утрат грунта, послойное удаление лакового покрытия, нанесение реставрационного грунта, нанесение изоляционного слоя лака, восполнение утрат красочного слоя. В результате реставрационных мероприятий были остановлены деструктивные процессы, икона приобрела экспозиционный вид.
Список литературы.

  1. Каталог выставки "Сызранская икона". - Самара: Издательский дом "Агни", 2007. - 148 с.
  2. Основы музейной консервации и исследования произведений станковой живописи / сост. и науч. ред. Ю. И. Гренберг. - М.: Искусство., 1976. - 221 с.
  3. Реставрация икон. Методические рекомендации. - М.: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря., 1993. - 234 с.
  4. Тарасов, О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России / О.Ю. Тарасов. - М.: Прогресс-Традиция, Культура, 1995. - 495 с.