Образ св. Николая Чудотворца на Слободской Украине

// Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XІХ міжнародної наукової конференції м. Луцьк, 24-25.10.2012 р. – Луцьк: Волинський краєзнавчий музей, Музей волинської ікони, 2012. – С. 73-80.

Шулика В. В.


Постановка проблемы. Судя по составу чтимых Слобожанских икон с изображениями святых, наиболее почитаемыми святыми Слобожанщины были св. Николай и св. Параскева. Практически в каждом полковом и сотенном городе Слобожанщины устраивалась церковь, освященная во имя свт. Николая. Старинные почитаемые иконы св. Николая находились в с. Циркуны, c. Хрущева Никитовка, с. Боромля (1680), в г. Богодухове [22, С. 187, 106, 10, 302], в с. Большая Писаревка, с. Мурафа, с. Бобрик, с. Юнаковка (конца XVII в., прославилась особыми чудотворениями), с. Михайловка, с. Шелудковка (1810), с. Марковка, в г. Лебедине (в Николаевском и Ильинском храмах) [23, С. 12, 20, 83, 88, 133, 223, 420], в г. Харькове (в Мироносицкой церкви [22, С. 868], Николаевской церкви [22, С. 867], Рождественском храме и Благовещенской церкви, Успенском соборе (поступила в 1841) [2, С. 862-867; 6, С. 57-58]), в Святогорском Свято-Успенском монастыре [9, 20], в Свято-Николаевском Белогорском Горнальском монастыре [3, 17] и тд.
Анализ публикаций. Впервые Слобожанские иконы св. Николая попали в поле зрения исследователей в 1902 г. во время XII археологического съезда в Харькове, когда Е.К. Редин в "Каталоге выставки…" описал ряд икон св. Николая, обнаруженных на Слобожанщине [13]. К сожалению, в "Альбом выставки…" [1] попала только одна фотография иконы св. Николая (под № 12), и то российского происхождения. Коллекция икон, собранная во время съезда в Харькове, была утрачена в 1930-40 гг.
В 1920-30 е. гг. С.А. Таранушенко во время экспедиций сфотографировал ряд интереснейших Слобожанских икон св. Николая, к сожалению, так же не дошедших до нашего времени. Эти фотографии были опубликованы лишь недавно [18].
В настоящее время в "николаеведении" накоплен значительный научный материал. В российской науке это, в первую очередь, работы Э. Смирновой [15-17], И. Шалиной [25], А. Бугаевского [5, 10]; в украинской В. Жишковича [11], М. Гелитович [8], Н. Верещагиной [7].
Наиболее известная Слобожанская икона св. Николая - это житийная икона из собрания НХМУ, происходящая из г. Лебедина и датируемая 1680-1685 гг. Икона публиковалась в изданиях НХМУ [20] (ил.1). В 2004 г. Н. В. Верещагина, рассматривая икону св. Николая Мокрого, упомянула и эту Слобожанскую икону, в тринадцатом клейме которой показана сцена "чуда о детище"[7].
В 2008 г. была опубликована диссертация Т. Паньок [14], в которой рассматриваются и иконы св. Николая. К сожалению, автор исследования не всегда верно атрибутирует Слобожанские иконы, из-за чего некоторые выводы вызывают сомнения. Автор анализирует и вышеупомянутую икону из Лебедина, отмечая близость декора фона к декору книг лаврской типографии. Тринадцатое клеймо иконы Т. Паньок ошибочно именует "Николай спасает тонущий корабль" [14].
Результаты исследования. Слобожанские иконы св. Николая Чудотворца встречаются нескольких видов - это поясные, поколенные и ростовые иконы, а также иконы, иллюстрирующие деяния Святителя.
Наиболее широко на Слобожанщине представлены поясные иконы. Древнейшая из известных слобожанских икон Святителя является Лебединская икона 1680-1685 гг., происходящая из Михайловского Лебединского монастыря (ил.1). После 1724 г. икона была вставлена в столярную конструкцию, на которой были написаны клейма со сценами жития Святителя [20]. Св. Николай на этой иконе изображен благословляющим правой рукой и с закрытым Евангелием в левой руке. На святителе одета голубая фелонь, белый омофор, голова Святителя непокрыта. В верхних углах иконы помещены поясные изображения Спасителя с Евангелием и Богородицы с омофором. Данная икона, несмотря на неоднократные публикации и упоминания на страницах научных изданий [7, 14, 20], не получала определенной иконографической трактовки.
Определим источник ее иконографии. Древнейшей украинской иконой св. Николая является чудотворная киевская икона, находящаяся до 1943 г. в Софийском соборе, известная как "Никола Мокрый". Икона прославилась чудотворениями в конце XI в. (1089 г.) и стала протографом для ряда киевских и новгородских икон. К моменту первой научной реставрации этого памятника в 1882 г., проделанной проф. А. В. Праховым [11, C. 541] (ил.2), икона была покрыта многочисленными наслоениями. Согласно свидетельству Н. Кондакова после работы А.Прахова икона все еще нуждалась в расчистке [7, C. 406-407]. Полное раскрытие иконы было выполнено в 20-е гг. ХХ в. реставраторами Всеукраинского музейного городка. Н. Кондаков датировал икону XV веком, специалисты музейного городка - XIV веком [7, С. 407], а П. Жолтовский - XVI веком [12, С. 24].
Икона св. Николая "Мокрого" представляет поясное изображение благословляющего святителя с закрытым Евангелием. Голова Святителя непокрыта. На Святителе одета зеленая (согласно П. Жолтовскому - голубая [12, С. 24]) фелонь. В верхних углах иконы помещены поясные изображения Спасителя и Богородицы.
Следует отметить, что изображения св. Николая в голубой или зеленой фелони встречается не часто, поэтому исследователи иконографии св. Николая связывают такие изображения с иконой "Николы Мокрого" [7, 11]. Разногласия исследователей по поводу цвета фелони могли быть вызваны изменением внешнего вида иконы после расчисток. Этого мнения придерживается Н. Верещагина [7, С. 407]. Естественное пожелтение лаковой пленки могло изменить цветовую гамму иконы, превратив голубой цвет в зеленый.
Икона св. Николая из Лебедина по иконографии точно следует Киевскому протографу - обнаженная голова св. Николая, голубая фелонь, закрытое Евангелие, поясные изображения Спасителя и Богородицы в верхних углах. Подтверждением данного мнения может являться и тринадцатое клеймо, изображающее "чудо о детище". Следует заметить, что Богородица и Спаситель на данной иконе изображены зеркально по отношению к протографу.
Близкой по иконографии к Лебединской иконе была икона св. Николая из Святониколаевского Белогорского Горнальского монастыря (ил.3). Согласно преданию, икона была написана до 1672 г. Монахи разоренного татарами дивногорского монастыря (Острогожский полк) в 1672 г. основали Белогорский монастырь близ Мирополья (Сумской полк), перенеся в новую обитель чтимую икону. О внешнем виде иконы можно судить только по черно-белой фотографии начала ХХ в. [3]. Характер изображения нимба, цепи с крестом на груди Святителя, оклада Евангелия близок Лебединской иконе, однако св. Николай изображен в митре. Является ли митра частью изображения или иконным прикладом, на этот вопрос однозначно ответить трудно ввиду невысокого качества фотографии.
В XIX в. поясные иконы св. Николая претерпевают изменения. Св. Николай изображался по прежнему с закрытым Евангелием, благословляя правой рукой, однако фелонь стала изображаться красной и на голове святителя появилась митра. Кроме того, в традициях разных иконописных центров Слобожанщины Спаситель и Богородица могли либо изображаться либо нет. В иконописной традиции Чугуева (ил.4) изображения Богородицы и Спасителя в верхних углах как правило отсутствуют. В Борисовской традиции выявлены иконы как с "Никейским чудом" так и без него (ил.5).
На первый взгляд может показаться, что данные иконы не связаны по иконографии с иконами XVII в. Однако, как ни парадоксально это звучит и иконы XVII и XIX вв. имеют общий протограф.
Во второй половине XIX ст. в Украине были распространены литографические воспроизведения иконы св. Николая "Мокрого" (ил.6). На литографических оттисках икона Святителя была изображена в окладе. Оклад в целом повторял композицию иконы с некоторыми дополнениями. Голова Святителя оказалась увенчанной митрой, а на обложке закрытого Евангелия текст. Данные литографические воспроизведения использовались иконописцами в качестве образцов. В процессе исследования был выявлен список "Николы Мокрого" (Одесский художественный музей) (ил.7), повторяющий изображения протографа в окладе. Надпись в нижней части иконы утверждает, что перед нами точный список иконы, хотя Святитель изображен здесь в митре и красной фелони.
Именно в таком иконографическом типе предстают и слобожанские иконы св. Николая, выявленные в частных коллекциях г. Харькова, в Чугуевском музее И. Репина, Северодонецком церковном музее, Харьковском художественном музее.
Следует отметить, что Слобожанские иконописцы, повторяя узнаваемую схему, достаточно вольно относились к деталям иконы. В чугуевской иконописной традиции получило распространение изображение Святителя без Христа и Богородицы. В середине XIX в. встречается темно-коричневый фон (ил. 8), во второй половине - бирюзовый (ил. 4) и голубой или облачный (ил.9,10). Митра, как и фелонь, за редким исключением изображались красного цвета. Омофор светлых оттенков голубого и охристого. Оклад Евангелия декорировался слобожанскими мастерами достаточно свободно и, как правило, не повторялся.
В борисовской иконописной традиции встречаются голубые, серые, серо-оливковые, коричневые фоны (ил.5, 11-13). Святитель изображен обязательно в красной фелони, а цвет митры мог варьироваться. Встречаются красные и золотые митры. Омофор изображался либо серебристым либо наоборот темно-синим, как на одесском списке "Николы Мокрого". На некоторых борисовских иконах (частное собрание г. Харьков, ЧХММ) (ил.5) изображения Спасителя и Богородицы близки по своей трактовке Одесскому списку "Николы Мокрого" (ил.7), что подтверждает знакомство слобожанских мастеров с гравюрным воспроизведением киевской святыни.
В таком же иконографическом типе св. Николай предстает и в "иконах-целебниках", одна из которых находится в фондах Харьковского художественного музея (ил. 14). Изображение помещено в четырех клеймах. В первом клейме изображено "Сергиево видение", во втором - икона Богородицы "Купина Неопалимая", в третьем - св. Николай Чудотворец и в четвертом - св. Пантелеймон Целитель. Согласно преданиям и народным представлениям, эта икона изображает все самое необходимое православному христианину в его жизни. На первое место поставлен идеал святой монашеской жизни ("Сергиево видение"). Здесь необходимо вспомнить об актуальности во второй половине XIX - начале ХХ в. темы старчества. На втором месте помещена икона Неопалимой Купины (в слобожанском варианте) - заступницы от пожаров, на третьем - св. Николай - ходатай перед Богом, защитник несправедливо обиженных, заступник путешественников. В последнем клейме - св. Пантелеймон, которому молятся о быстром исцелении.
В ряде поясных икон св. Николая особняком стоят Святогорские иконы святого (ил.15,16). Святогорская икона св. Николая была обретена в монастырских пещерах в XVII в. и утрачена после 1922 г. Известно, что до закрытия монастыря в XVIII в. в Святых горах насельники монастыря писали иконы, правда о внешнем виде этих икон можно только догадываться, т.к. неизвестно ни одного памятника кисти святогорских насельников. После возрождения обители в середине XIX в., иконописная мастерская, вероятно, не была восстановлена. Выявленные в процессе исследования списки иконы св. Николая (Святогорского), с характерным изображением в нижней части мелового утеса с Николаевской церковью, написаны не на территории монастыря, а, вероятно, заказаны у суздальских иконописцев, которые выполняли аналогичные заказы для Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр.
Списки повторяют протограф, что доказывается четким повторением основных признаков протографа: красная фелонь, белый омофор, закрытое Евангелие, отсутствие митры и, наиболее оригинальное - ростовые изображения Богородицы и Спасителя в верхних углах иконы. Эта деталь выделяет святогорские иконы в отдельную группу. Узнаваемой деталью списков чудотворной иконы из Святогорской пустыни стало изображение места явления иконы - мелового утеса с Николаевской церковью. Если иконографически списки Святогорской иконы св. Николая следуют за протографом, то Николаевский храм изображался более чем условно.
Самые ранние Слобожанские поколенные и ростовые иконы св. Николая, которые сохранились до настоящего времени, относятся к XVIII в. В отличие от поясных икон, здесь Святитель изображен в саккосе и с митрой на голове. Ростовые образы Святителя, вероятно, должны были ассоциироваться с образом современного иконописцам архиерейского богослужения, отсюда нехарактерное для св. Николая облачение (саккос вместо фелони). Исключением является поколенная икона св. Николая из с. Замостье (Змиевского р-на Харьковской обл.), сфотографированная С.А.Таранушенко в 1916 г. [18, С. 75] (ил. 17). Здесь св. Николай изображен в фелони, именословно благословляющим, с непокрытой головой. Евангелие в левой руке св. Николая открыто. Вероятно, эта икона экспонировалась на 12 археологическом съезде в Харькове (1902 г.), т.к. очень похожее описание иконы помещено в каталоге выставки 12 съезда под № 105, составленным Е.К. Рединым [13, С. 23].
Еще одна поколенная икона св. Николая XVIII в. чудом сохранилась в деревянном Свято-Николаевском храме с. Ольшаны (Дергачевского р-на Харьковской обл.) (ил.18). Эта икона ранее являлась частью старого иконостаса храма, освященного св. Иоасафом Белгородским в 1753 г. Научный интерес к иконам старого Ольшанского иконостаса появляется уже в середине XIX в. [21, 24]. На Ольшанской иконе Св. Николай изображен в красном саккосе, красной митре и белом омофоре. В левой руке Святителя архиерейский жезл. Фон иконы покрыт рельефным растительным орнаментом.
Наиболее ранняя сохранившаяся слобожанская ростовая икона св. Николая - икона XVIII в. из Лебедина (НХМУ). Святитель здесь изображен в зеленом саккосе, красной митре и омофоре. В левой руке закрытое Евангелие.
Архиерейский жезл, как атрибут Святителя, получил продолжение и в иконах первой половины XIX в., как на небольшой иконе из частного собрания (г. Харьков), где св. Николай изображен на фоне пейзажа с храмом-ротондой. Сохраняется характерный для XVIII в. характер облачения (саккос, митра).
Ростовые иконы святителя Николая получают наибольшее распространение на рубеже XIX - ХХ вв., что связанно с патрональным почитанием святого императором Николаем II. В это время в иконостасах храмов обязательно устанавливается ростовая икона Святителя, подавляющее большинство которых представляют св. Николая в красной фелони и с непокрытой головой на сером нейтральном фоне. В левой руке Святителя - закрытое Евангелие, правой рукой Святитель благословляет. Изменение характера облачений (с саккоса на фелонь) связано с интересом к историческим подробностям костюма во второй половине XIX в., вызванного развитием церковной археологии (ил.21,22). В это время было опубликовано пособие для иконописцев В. Фартусова [21], в котором был поднят вопрос исторического соответствия изображенных на иконах атрибутов.
Наравне с иконами, написанными в традициях историзма, во второй половине XIX в. встречаются иконы, продолжающие традиции предыдущей эпохи, где св. Николай изображен в саккосе и в митре. Такая икона была выявлена в Борисовском историко-краеведческом музее, где св. Николай изображен рядом со св. Параскевой (ил. 23).
Кроме репрезентативных образов св. Николая в процессе исследования были выявлены иконы, которые иллюстрируют деяния Святителя. В начале ХХ в. получил распространение сюжет "Благодеяние трем девицам". Выявленные иконы происходят из северной части Слобожанщины. Одна крупноформатная икона начала ХХ в. из храма Рождества Христова в с. Уланок (Курская обл. РФ) (ил.24), вторая - эскиз к иконе, написанный маслом на бумаге борисовским иконописцем М. Хвостенко в 1944 г.(?) (ил.25). На обеих иконах изображен св. Николай, подбрасывающий в окно мешочек с деньгами. Святитель показан в узнаваемом иконографическом типе, характерном для начала ХХ ст., когда св. Николай изображен в фелони и с обнаженной головой. Если рассматривать икону в свете жития Святителя, то св. Николаю в момент совершения благодеяния было около 30 лет, и был он в сане диакона, что исторически не соответствует изображению на иконе.


Список литературы:
  1. Альбом выставки двенадцатого археологического съезда в Харькове 1902 г. /с предисловием и объяснением Е. К. Редина. - Х., 1902. - 57 с.
  2. Багалей, Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905): ист. монография / Д.И. Багалей, Д. П. Миллер.-в 2-х т. - репринт. изд. - Х.: 1993. - Т.1.-572 с.
  3. Белогорская-Николаевская пустынь и ея святыни. - Курск: Епархиальная типография, 1912. - 23с.
  4. Білокінь, С. Київська ікона Св. Миколи Мокрого на американському континенті /С. Білокінь. - http://bilokin.myslenedrevo.com.ua/church/ ikonamykolymokr.html
  5. Бугаевский, А. В. Новый опит составления жития святителя Николая / А.В. Бугаевский // Правило веры и образ кротости… Образ свт. Николая архиепископа Мирликийского в Византийской и Славянской агиографии, гимнографии и иконографии. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. - С. 73 - 91.
  6. Буткевич, Т. И. прот. Историко-статистическое описание Харьковского Кафедрального Успенского собора / протоиерей Т.И. Буткевич. - Х.: Харьковский частный музей городской усадьбы, 2006. - 368 с.
  7. Верещагина, Н.В. Чудотворный образ Николы Мокрого в восточнославянской культурной традиции / Н.В.Верещагина // Правило веры и образ кротости… Образ свт. Николая архиепископа Мирликийского в Византийской и Славянской агиографии, гимнографии и иконографии. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. - С. 403 - 412.
  8. Гелитович, М. Святий Миколай з житієм/ М. Гелитович. - Л.: Свічадо, 2008. - 152 с.
  9. Жилинская, Е. Святогорская успенская общежительная пустинь / Е. Жилинская. - Одесса: Типография Е. И. Фесенко, 1902. - 103 с.
  10. Житие святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского в новом изложении / авторы текста жития и примечаний А. В. Бугаевский и архим. Владимир (Зорин) // Правило веры и образ кротости… Образ свт. Николая архиепископа Мирликийского в Византийской и Славянской агиографии, гимнографии и иконографии. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. - С. 9 - 69.
  11. Жишкович, В. І. Святий Миколай Мирлікійський в українському іконописі ХІ - XV століть / В. І Жишкович // Українська культура: з нових досліджень. Збірник наукових статей на пошану С. П. Павлюка з нагоди його 60-ліття. - Л.: Інститут народознавства НАН України, 2007. - С. 540 - 554.
  12. Жолтовський, П. М. Український живопис XVII - XVIII ст. / П.М. Жолтовський. - К.: Наукова думка, 1978. - 327 с.
  13. Каталог выставки XII археологического съезда в г. Харькове: Отдел церковных древностей / сост. Е.К. Редин. - Х.: Паровая Типография и Литография М. Зильберберг и С-вья, 1902. - С. 1-46.
  14. Паньок, Т.В. Слобожанська ікона XVII - початку ХІХ ст./ Т.В.Паньок. - Х.: Іванова, 2008. - 280 с.
  15. Смирнова, Э. С. Культ икон св. Николая Мирликийского (соперничество Москвы и Новгорода) / Э.С. Смирнова. - http.://www.krotov.info/history /16/gaydenko/smirnova.html
  16. Смирнова, Э.С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII - начала XV века / Э.С. Смирнова. - М.: Наука, 1976. - 392 с.
  17. Смирнова, Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова / Э.С. Смирнова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. - М.: Наука, 1975. - С. 81 - 105.
  18. Таранушенко, С. Іконостаси Слобідської України / С. Таранушенко. - Х.: ХПММС, 2011. - С. 114-115.
  19. Терлецкий, А. И. Историческия заметки о городе Судже и его уезде / А.И. Терлецкий. - Курск: Типография губернского правления, 1894. - 144 с.
  20. Український іконопис ХІІ - ХІХ ст. з колекції НХМУ: альбом / передм. А. Мельник, авт. ст. Л. Членова. - Хмельницький: Галерея, К.: Артанія Нова., 2005. - 256с.
  21. Фартусов, В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев / В.Д. Фартусов. - М.: Руській Хронографъ, 2002. - 451с. - Репринт по изд.: Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев /Сост. Императорской Санкт-Петербурской Академии художеств академик исторической живописи Виктор Доримедонтович Фартусов, действительный член церковно-археологического отдела общества любителей духовного просвещения. - М.: 1910.
  22. Филарет (Гумилевский), арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии / архиепископ Филарет (Гумилевский).-в 3-х т. - Х.: Райдер, 2004. - Т.1.-- 328 с.
  23. Филарет (Гумилевский), арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии / архиепископ Филарет (Гумилевский).-В 3-х т.-Х.: Факт, 2005. - Т.2.-432 с.
  24. Фомин, П. Г. Церковные древности Харьковского края / П.Г. Фомин. - Х.: ХЧМГУ 2011. - 237 с.
  25. Шалина, И. А. Образ святителя Николая в литургической, погребальной и иконографической традиции / И.А.Шалина // Правило веры и образ кротости… Образ свт. Николая архиепископа Мирликийского в Византийской и Славянской агиографии, гимнографии и иконографии. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. - С. 412 - 438.