"Компилятивные иконографии" в Слобожанской иконе

// Вісник ХДАДМ: Зб. наук. пр. /За ред. В. Я. Даниленка. - Х.: ХДАДМ, 2006. - № 5 - С. 149-157.

Шулика В. В.


Аннотация: Данная статья раскрывает проблему иконографической компиляции в иконописи Слободской Украины.
Ключевые слова: иконография, компиляция, икона.
Анотація: Шуліка В.В. "Компілятивні іконографії" в Слобожанському іконописі. В статті розглянута проблема іконографічної компіляції в іконопису Слобідської України.
Ключові слова: іконографія, компіляція, ікона.
Annotation.Shulika V.V. In this article the reveal problem of iconographic compile in icon painting of Slobodskaja Ukraine.
Key words. iconographic, сompile, icon.
Постановка проблемы.
При исследовании иконописи Левобережной Украины, а особенно Черниговщины и Слобожанщины обнаружена целая группа памятников, где в общепринятую иконографию привнесены разнообразные дополнения из иных православных иконографий. Эти дополнения касаются атрибутики в изображениях Спасителя, Богородицы и святых. На более глубоком уровне это привело к изменению композиции икон. Подчас изменения первоначальной иконографии приводили к полному замещению иконографического типа. Для обозначения этого феномена мною предложен термин "иконографическая компиляция". Как любой новый термин, он, безусловно, нуждается в уточнении. Однако на данный момент этот термин представляется способным достаточно точно обозначить исследуемый феномен.
Работа выполнена согласно плану НИР Харьковской государственной академии дизайна и искусств "Искусство Слобожанщины XVIII-XX ст. 0102U006435.
Цель работы состоит в выявлении и систематизации памятников иконописи Слободской Украины, в которых обнаружены черты иконографической компиляции, а также определения основных типов компилятивных изображений.
Анализ публикаций. Проблема иконографической компиляции в литературе практически не освещалась. Близкие нашей проблеме вопросы были затронуты О. Ю. Тарасовым [7], который обозначил их термином "скрытый монтаж" [7 С. 388-407]. Ученный применил этот термин к обозначению ряда проблем, связанных с иконографией старообрядческой иконописи Суздальщины. Под "скрытым монтажом" О. Ю. Тарасов понимает целый комплекс различных влияний на иконографию икон старообрядцев.
Обозначим некоторые из них.

  1. Заимствование ряда иконографических атрибутов из церковного искусства Западной Европы. В частности О. Ю. Тарасов выделяет иконы близкие к западным эпитафным образам соседних государств, например Чехии [7, С. 390-391].

  2. Вставки в старообрядческие иконы реликвий (камни, привезенные с Голгофы, частицы облачений святых и пр.) и медного литья (образков, крестов). Эта черта "скрытого монтажа" заимствована старообрядцами из древних икон и стала неотъемлемой частью старообрядческого религиозного чувства [7, С. 390-391].

  3. Изображения на иконе драгоценной ризы с имитацией чеканки, шитья и инкрустации [10].

Помимо вышеперечисленных черт "скрытого монтажа" Тарасов предлагает еще целый перечень признаков этого явления. Однако термин "скрытый монтаж" не раскрывает всех проблем различных иконографических заимствований. В частности заимствований происходящих внутри региональных православных иконографий
В украинской традиции исследования иконописи проблемы такого рода не рассматривались, хотя иконы, в которых можно выделить подобные признаки неоднократно публиковались [4].
Результаты работы. Под термином "иконографическая компиляция" понимается внутреннее иконографическое заимствование в православной иконописи. Примеры такой компиляции наиболее характерны для иконописи конца XVIII - XIX ст. В украинской иконописи Левобережья в различных регионах появляются свои, присущие только им, иконографические компиляции.
Наиболее простым (и вместе с тем характерным) примером иконографической компиляции является группа икон Спаса Вседержителя, написанных на Черниговщине. Здесь, к классическому поясному изображению Спаса, добавлена корона (митра). Корона является вставкой из иной православной иконографии Спасителя - Спас Царь Царем [6]. В предельно эсхатологический образ добавлен визуальный, понятный простому прихожанину символ царственности Христа. Здесь Христос царь-судия обозначен дважды, как самой иконографией Пантократора, так и наглядным символом - короной (рис. 1).
Подобная иконография носила преимущественно локальный характер. На Слобожанщине такие изображения Пантократора не зафиксированы. Однако здесь имелись свои традиции иконографической компиляции.
Иконографическая компиляция на Слобожанщине получила свои специфические отличия.
На данный момент в исследуемом материале просматривается три основных принципа:

  1. Характерный для Богородичной иконографии Слобожанщины, где к той или иной иконе добавлялись атрибуты чудотворных слобожанских икон.
  2. Иконы праздников, в изображения которых добавлялись персонажи иных православных праздников. Таким образом, одна икона представляла собой сразу два праздника, слитых воедино.
  3. Иконы Богородицы с "двоякой" иконографией, когда изображение одной Богородичной иконы совмещается с изображением другой Богородичной иконы, образуя своего рода "иконографический гибрид".

Примером первого типа может служить икона "Коронование Пресвятой Богородицы" (из храма св. Архистратига Михаила с. Ракитное Харьковской обл.) (рис. 2), где над головой Богородицы изображены звезды, атрибут чудотворной Озерянской иконы Пресвятой Богородицы. Детальнее о влиянии иконографии Озерянской иконы на богородичную иконографию Слобожанщины изложено в статье "Символика звезды в иконе Богородицы Озерянская. Влияние иконографии Озерянской иконы на иконографию Слобожанских Богородичных икон" [9]. Для большей сакрализации образа введены атрибуты чудотворной Слобожанской иконы. Таким образом, благодаря иконографической компиляции усиливается сакрализация образа.
Примером второго типа является икона "Покров Пресвятой Богородицы" (частное собрание) (рис. 3), где Богородице, распростершей руки с омофором, предстоят участники совершенно другого события истории церкви. Иконография Покрова здесь предельна упрощена. В центре на облаках изображена Пресвятая Богородица с омофором, над ней два ангела, коронующие Ее, а предстоят св. равноапостольные Константин и Елена, жившие за 600 лет до этого события. Таким образом иконографически совмещены сразу два праздника - Покров и Крестовоздвиженье, в иконе которого изображаются Константин и Елена.
Причины подобной иконографической компиляции, возможно, происходят не только из желания иконописца совместить два праздника. Исторически присутствующие при чуде Покрова в Х ст. император Лев VI Философ и его супруга царица Феофания, заменены на более известных и несомненно более почитаемых св. Константина и Елену.
Третий тип иконографической компиляции наиболее сложный. Примером ему служит икона Пресвятой Богородицы "Троеручицы" конца XIX ст. происходящая из частного собрания (рис 4).
Икона "Троеручицы" с XV ст. вошла в ряд наиболее почитаемых афонских икон Богородицы [2, 3, 5, 8]. Икона относится к иконографическому типу дексоакратуссы (праворучицы). Изображение Богородицы предстает совершенно в другом иконографическом типе. Здесь иконографический тип Одигитрия-Перивлепта. Изображенная Богородица близка другой известной афонской иконе Богородицы - Иверской. Данную икону Троеручицы можно охарактеризовать как Иверскую икону Богородицы с прибавлением третьей руки. Здесь иконописец объединяет два особо почитаемых афонских образа Богородицы в один.
Еще один пример - икона Пресвятой Богородицы "Корсунская" (рис. 5) из Чугуевского художественно-мемориального музея им. И. Е. Репина. Здесь пример двойной компиляции. Первая заключается в том, что икона неправильно надписана. По изображенному в правой руке Младенца свитку и подогнутому мизинцу левой руки Богородицы видно, что перед нами не Корсунская икона, а Касперовская. Корсунская и Касперовская иконы очень похожи. Путали эти две иконографии не только слобожанские иконописцы, но и мастера из других регионов, например из Москвы. Касперовские иконы, подписанные как Корсунские, встречаются пожалуй чаще, чем иконы обеих иконографий с правильным надписанием. Корсунская икона освящена древним приданием и авторством евангелиста Луки [3]. Касперовская икона привезена из Трансильвании в XVI ст., а прославилась чудотворениями лишь в начале XIX в. [3]. Возможно, здесь произошло объединение недавно прославленного образа с древним, освещенным апостольским духом. Однако такая компиляция не есть чисто слобожанской. На этой же иконе присутствует другая компиляция, которая не встречается в других иконописных традициях. Как Касперовская, так и Корсунская иконы представляют собой оплечное изображение Богородицы с Младенцем в иконографическом типе Елеусы (зеркально). На чугуевском образце представлено поясное изображение. Богородица и Младенец изображены в смешанном иконографическом типе. Младенец изображен стоящим с левой (правой) стороны от Богородицы, как в Казанской иконе (иконографический тип Одигитрия), ликами же они касаются друг друга (тип Елеуса). Образовался иконографический гибрид Одигитрии и Елеусы. Включение в иконографию элементов близких к Казанской иконе Богородицы, возможно, происходит от особого почитания этой иконы на Слобожанщине. Известны три особо почитаемых списка Казанской иконы на Слобожанщине - Казанская-Каплуновская, Казанская-Мурафская, Казанская-Высочиновская.
Выводы. Данная работа раскрывает проблему внутренних иконографических заимствований в иконографии Слобожанских икон. Для обозначения этой проблемы введен термин "иконографическая компиляция".
На данный момент выделены три основных типа компилированных иконографий:

  1. Характерный для Богородичной иконографии Слобожанщины, где к той или иной иконе добавлялись атрибуты чудотворных слобожанских икон.
  2. Иконы праздников, в изображения которых добавлялись персонажи иных православных праздников. Таким образом, одна икона представляла собой сразу два праздника, слитых воедино.
  3. Иконы Богородицы с "двоякой" иконографией, когда изображение одной Богородичной иконы совмещается с изображением другой Богородичной иконы, образуя своего рода "иконографический гибрид".

Дальнейшая задача исследования состоит в выявлении аналогичных памятников и поиска новых типов иконографических компиляций в иконописи Слобожанщины.
Библиография:

  1. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. - СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995. - С. 53-121.
  2. Высший покров над Афоном или сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. - 167 с.
  3. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон /Сост. С. Снессорева. - Ярославль: Верхняя Волга, 2001. - 460с.
  4. Лихач Л., Корнієнко М. Ікони Шевченкового краю. - К.: Родовід, 2000. - 231 с.
  5. Онеш К., Шнипер А. Иконы: чудо духовного преображения. - М.: Интербук, 2001. - 301 с.
  6. Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 с.
  7. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. - М.: Прогресс-Традиця-Культура, 1995. - 495 с.
  8. Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне / Сост. О.В. Орлова. - М.: Путем зерна, 1997. - 94 с.
  9. Шулика В. В. Символика звезды в иконе Богородицы Озерянская. Влияние иконографии Озерянской иконы на иконографию Слобожанских Богородичных икон / Наукова конференція професорсько-викладацького складу та студентів СНТО ХДАДМ за підсумками роботи у 2004-2005 н.р., м. Харків, ХДАДМ, 18-20 травня 2005 р. - Х.: ХДАДМ, 2005. - С. 10-19.
  10. Шулика В. Опыт технико-технологической реконструкции иконы Пресвятой Богородицы Смоленская Суздальских писем // Теорія і практика матеріально-художньої культури: VІ електронна наукова конференція. Харків, ХДАДМ 27 грудня 2004 р.: збірник матеріалів. - Х.: ХДАДМ, 2004. - № 6. - С. 40-44.
Спас Вседержитель Черниговщина сер 19 ст. Коронование пресвятой Богородицы. Слобожанщия сер 19 ст. Фото Шулики В.В. Покров. Слобожанщина втор. пол 19 в. Фото Шулики В.В. Икона пресвятой Богородицы Троеручица. Слобожанщина кон 19 в. Корсунская икона. Слобожанщина кон. 19 в. ЧМР. Фото Шулики В.В.