Мраморные иконостасы Харьковской фабрики Соммавилла

// Пам`яткознавчі погляди молодих вчених ХХІ ст. Збірка наукових статей з пам`яткоохоронної роботи.
Вип. 2. - Х.: Курсор, 2011. - С. 303-310

Шулика В. В.


В конце XIX - нач. ХХ в., в крупнейших храмах Слобожанщины были установлены великолепные иконостасы белого каррарского мрамора работы Харьковской иконостасной фабрики Соммавилла. Несмотря на широкую в свое время известность предприятия, деятельность фабрики Соммавилла до настоящего времени не исследовалась. На данный момент автору данной статьи удалось установить, что итальянские подданные Фердинанд Люзович [8] и его сын Виктор Фердинандович Соммавилла [10] (проживали в Харькове пер. Соляниковский 12 [2]) основали в Харькове иконостасную фабрику. Следует заметить, что мрамор, основное сырье для производства иконостасов, привозился из Италии. Предприимчивые и талантливые итальянцы в конце XIX в. наладили доставку мрамора и изготовление иконостасов, надгробий, памятников [4]. Неовизантийский стиль, переживающий подъем в это время, способствовал распространению иконостасов, в оформлении которых подчеркивалась натуральная текстура природных материалов. Покраска и позолота отошли на второй план. Мрамор - материал первых иконостасов-темплонов, стал необычайно актуален.
Отдельные факты, связанные с работами итальянцев, позволяют составить следующую картину. Ф. Соммавилла в 1891 г. изготовил гранитные ступени перед входом в Харьковский римо-католический костел Успения Пресвятой Богородицы [8]. Как итальянец, Ф. Соммавилла, вероятно, исповедовал католичество. В 1904 г. В. Соммавилла взял подряд на изготовление иконостаса и надгробья в Саратове [10]. Данный факт говорит о том, что за прошедшие 14 лет фирма приобрела известность и мастера ставили иконостасы уже далеко за пределами Слобожанщины. Великолепно сохранившейся иконостас работы фабрики Соммавилла был осмотрен в 2008 г. автором статьи в храме Архангела Михаила пгт. Борисовка (Белгородская обл. Р.Ф.) (ил. 3). На иконостасе сохранилась табличка с текстом "Сооружен 1911 г. по благословению Архиепископа Питирима, усердием прихожан в память Святейшего Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, старанием Протоиерея Димитрия Добрынина, свящ. И. Высочинского, ктитора Василия Ф. Николаенко, при помощнике его Назарие П. Степаненко. Освящен в 1911 г. Иконост(асная) фабрика Соммавилла в Харькове".
Данный иконостас был рассмотрен в 2010 г. и курским исследователем И.А. Припачкиным [7] в контексте деятельности иконописцев сл. Борисовки.
Аналогичный иконостас сохранился в Спасо-Преображенском соборе города Сумы (ил. 1), однако на данном иконостасе не сохранилось аналогичной таблички, поэтому авторство этого иконостаса можно установить только по аналогии с Борисовским. По данным сайта Сумской епархии УПЦ, иконостас Преображенского собора каррарского мрамора с малахитовыми колоннами, был выполнен московским мастером В.И. Орловым [11].
Во время пребывания автора данной статьи в пгт. Борисовка, заслуженный деятель культуры РФ Григорий Иванович Охрименко, поведал обстоятельства приобретения нового иконостаса для Борисовского храма. В Борисовке собирались средства на постройку нового моста через р. Ворсклу. Находясь по делам в Харькове, некоторые из жителей слободы увидели в одном из храмов города великолепный мраморный иконостас и загорелись желанием иметь в своем храме такой же. На приобретение иконостаса были потрачены деньги, предназначенные для постройки моста. Иметь в своем храме роскошный иконостас посчитали более важным. Иконостас был заказан в Харькове из каррарского мрамора, белого и коричнево-фиолетовых цветов. Когда заказ был выполнен, иконостас по частям на волах перевезли из Харькова в Борисовку.
Сравнивая Борисовский иконостас с фотографиями утраченных иконостасов Харькова, можно с уверенностью сказать, что восторг борисовцев вызвал иконостас Харьковской Благовещенской церкви (с 1914 г. собора) (ил. 2). По характеру отделки и общему силуэту иконостасы практически идентичны, и отличаются тем, что в Борисовском иконостасе три ряда, а в Харьковском четыре. Юбилейное издание, посвященное истории Свято-Благовещенского кафедрального собора Харькова [9] сообщает, что иконостас был выполнен московским мастером В.И. Орловым из каррарского мрамора, но после революции был утрачен. В выполнении иконостаса принимали участие Борисовские мастера [9]. К сожалению, в издании отсутствуют ссылки на источники. В других изданиях по истории Харькова приводится такая же информация и тоже без ссылок [3].
Итак, если следовать официальным данным Харьковской и Сумской епархий, иконостасы нынешних кафедральных соборов обеих епархий выполнены московским мастером В.И. Орловым. Хронологически иконостасы в Харькове и Сумах выполнены значительно раньше иконостаса в Борисовке. Но если оба иконостаса поставлены московским мастером, то почему же Борисовцы заказали свой иконостас в Харькове. То, что рассказ Г.И. Охрименко верен не вызывает сомнения, т.к. на иконостасе сохранилась мраморная плита с соответствующим текстом.
Можно предположить, что московский мастер В.И. Орлов, автор мраморных иконостасов в Харькове и Сумах, был приглашен Соммавилла, как мастер, разбирающийся в тонкостях "иконостасного дела" и резьбы. Возможно итальянцы-католики, уверенно чувствовавшие себя в формах общеевропейского искусства, ощущали свою слабую компетентность в искусстве специфически православном. Формы Харьковского (1901 г.), Сумского (после 1892 г.), Борисовского (1911 г.) иконостасов очень похожи, но имя московского мастера на Борисовском иконостасе не поставлено. Возможно В.И. Орлов к 1911 г. прекратил сотрудничество с фабрикой Соммавилла.
Имя московского мастера В.И.Орлова связанно с именем харьковского архитектора М.И. Ловцова. М.И. Ловцов построил Благовещенский храм в Харькове (1901) и перестраивал старинный Преображенский храм в Сумах (1882-1892). В оба храма были поставлены вышеупомянутые мраморные иконостасы. Возможно смерть М.И. Ловцова в 1907 г. [3, С. 328] прервала деятельность В.И. Орлова на Слобожанщине. Данные положения требуют дальнейшего исследования.
Мастерская Соммавилла выполняла мраморную конструкцию иконостаса, но иконописанием не занималась. В Борисовке иконы для иконостаса были написаны выученниками местной учебно-иконописной мастерской.
Центральный иконостас Михайловского храма в сл. Борисовка состоит из местного, праздничного и пророческого рядов (ил. 3). На Царских Вратах в центре помещена икона "Благовещение", сверху и снизу - образы Евангелистов. Местные иконы Спасителя и Богородицы - ростовые. Спаситель изображен в хитоне и гиматии, с раскрытым Евангелием. Образ Богородицы представляет собой копию росписи В. Васнецова из Владимирского собора в Киеве. На северных диаконских вратах - св. арх. Стефан, на южных - архангел Михаил. Правее южных врат находится храмовая икона "Собор архангела Михаила". Левее северных врат - образ св. Николая Чудотворца. В киотах, примыкающих к столпам храма и соединяющих центральный и боковые иконостасы, первоначальные изображения не сохранились.
Праздничный ряд состоит из пяти икон. В центре помещена икона "Воскресение Христово", слева от нее - иконы "Рождество" и "Успение Богородицы", справа - иконы "Рождество" и "Вознесение Христово". Икона Тайной Вечери, которая, согласно канонам, должна располагаться над Царскими Вратами, отсутствует. Ее заменяет роспись, расположенная над алтарной аркой.
Пророческий ряд состоит из трех круглых по форме икон. В центре - икона Богородицы "Воплощение", над иконами Богородичных праздников - образ пророка Исаии, пророчившего о рождении Бога от Девы; над иконами Господних праздников - образ св. Иоанна Предтечи, последнего пророка, проповедовавшего о приходе Мессии. Все три иконы увенчаны мраморными крестами.
Иконостасы боковых приделов также трехрядные. Местные ряды находятся в углублениях перспективных порталов Царских Врат. Диаконские врата у боковых иконостасов отсутствуют. В перспективном портале Царских Врат северного иконостаса помещены местные иконы Спаса и Богородицы, над ними - изображения св. Бориса и Глеба. Из-за нехватки места иконы местного ряда расположили не по горизонтали, а по вертикали. Иконы второго ряда - это три праздника. Над Царскими Вратами расположена "Тайная Вечеря", слева от нее - "Вход в Иерусалим", справа "Введение во Храм". В третьем ряду, над иконой Тайной Вечери - Распятие. Первоначальные изображения, находящиеся в круглых медальонах над другими праздничными иконами, утрачены.
Иконостас южного придела решен подобным образом. Над местными иконами Христа и Богоматери помещены иконы свв. аплл. Петра и Павла. Во втором ряду расположены праздники "Крещение", "Крестовоздвиженье", "Сретение". В третьем ряду в центре - "Преображение", по сторонам от которого, в круглых медальонах, оплечные изображения пороков Давида (?) и Соломона (?).
Следует заметить, что росписи и иконостас храма составляют единое целое. Об этом наглядно говорит праздничный ряд, где "Тайная Вечеря" вынесена за пределы иконостаса, на арку вимы. Иконографическая программа праздничного чина Борисовского центрального иконостаса может восприниматься и как цельная, и как состоящая из двух программ. С правой стороны находятся Христологические сюжеты - "Рождество Христово", "Воскресение" и "Вознесение", икона "Воскресение" перенесена в центр всего ряда. Рождество и Вознесение - начало и конец земного пребывания Спасителя. Слева - Богородичные сюжеты "Рождество" и "Успение" - начало и конец земной жизни Богородицы. Все четыре иконы фланкируют икону Воскресения, как кульминацию пребывания Христа на земле. В южном приделе размещено четыре праздника - "Сретение", "Крестовоздвиженье", "Богоявление" и "Преображение" - сюжеты, в которых подчеркивается Божественная природа Христа.
По данным ряда изданий [3, 9], борисовские мастера принимали участие в работе и над иконостасом Благовещенского собора в Харькове. К сожалению, информация, данная без ссылки в издании "Свято-Благовещенский кафедральный собор…." [9], вносит некоторую путаницу. Слобода Борисовка в XIX - нач. ХХ вв. прославилась как наиболее крупный иконописный центр юга империи. Известно, что кроме иконного промысла в Борисовке занимались позолотой, производством киотов, обряжением икон, резьбой, гончарством, ткачеством, но обработка мрамора была едва ли известна. А.Ю. Лейбфрейд [3], а вслед за ним издание "Свято-Благовещенский кафедральный собор…." [9] сообщают, что иконы для иконостаса Харьковского Благовещенского собора были написаны А.И. Данилевским (иконы на цинке для центрального иконостаса) и М.Д. Михайловым (боковые приделы). Скорее всего, борисовские мастера писали иконы под началом вышеупомянутых мастеров кисти. Так или иначе, но именно тогда борисовцы и познакомились с великолепным харьковским иконостасом, который вызвал у них такое восхищение.
Самым ранним из сохранившихся иконостасов фабрики Соммавилла является иконостас Сумского Спасо-Преображенского собора (ил. 1). Иконы для иконостаса были написаны В.И. Маковским, а мраморная резьба как было указанно выше, была выполнена В.И. Орловым. Иконостас центрального алтаря состоит из четырех рядов. Над местным рядом расположен ряд изображения святителей в круглых медальонах, над ним ряд ростовых фигур святителей. Иконы первого и третьего рядов имеют арочное верхнее завершение. В центре второго и третьего ряда помещена общая крупная икона "Преображение" - храмовая икона. Четвертый ряд состоит из трех круглых икон. В центре расположена икона Ветхого Деньми, которую фланкируют поясные иконы пророков (?).
Иконостас харьковского Свято-Благовещенского собора по композиции был близок сумскому иконостасу, так как имел общее с ним количество рядов (ил. 2). Иконографическая программа, вероятно, также была приближена к сумскому иконостасу, однако качество выявленных в процессе исследования фотографий пока не позволяет дать окончательное заключение.
Следует заметить общую тенденцию этой группы иконостасов - располагать в центре иконостаса не деисисную композицию, а икону праздника. Так в центре Борисовского иконостаса изображено "Воскресение", а в центре Сумского иконостаса - "Преображение".
Выводы.
Иконостасы харьковской фабрики Соммавилла создавались в контексте неовизантийского стиля, одной из отличительных черт которого являлось увлечение оригинальными текстурами натуральных материалов, в том числе мрамора. Рассмотренные иконостасы охватывают период 1892-1911 гг. В результате исследования следует констатировать устойчивость композиции иконостаса вне зависимости от количества рядов. Иконостасы изготавливались из белого каррарского мрамора в сочетании с камнем иных цветов. Из цветного камня изготавливались в основном колонны. Вероятно, фабрика Соммавила сотрудничала с московским мастером В.И. Орловым, которым была выполнена резьба на иконостасах в Харькове и Сумах.
Фирма Соммавилла выполняла только мраморные конструкции иконостасов, иконы писали иные мастера. К общей тенденции следует отнести вольное расположение рядов иконостасов, отсутствие или вольная интерпретация деисисного чина. В центре иконостасов, как правило, помещена крупная икона праздника.
Список использованных источников

  1. Багалей Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905): ист. монография. - в 2-х т. / Д.И. Багалей, Д. П. Миллер. - репринт. изд. - Х.: 1993. - 982 с.
  2. Большой пожар / 1.02.1911. - http://starosti.mediaport.ua/news/starosti/1392
  3. Лейбфрейд, А.Ю. Харьков: от крепости до столицы: заметки о старом городе / А.Ю. Лейбфрейд, Ю.Ю. Полякова. - Х.: Фолио, 1998. - 335с.
  4. "Наше отношение к кладбищенским памятникам - это история варварства" http://xpress.sumy.ua/interview/culture/2633
  5. Описи Харківського намісництва кінця XVIII ст. - К.: Наукова думка, 1991. - 223 с.
  6. Охрименко, И. Г. Очерки истории Борисовского района / И.Г Охрименко. - Т 3. - [Борисовка]: Очерки истории Борисовского района: [машинописная копия рукописи] // Личный архив И.Г Охрименко.
  7. Припачкин, И.А. Иконописание слободы Борисовки / И.А. Припачкин. - Курск: Полстар, 2009. - 323 с.
  8. Сайт Успенского храма в Харькове РКЦ. / http://www.slovosnami.narod.ru/historyVozvedenie.htm
  9. Свято-Благовещенский Кафедральный Собор: к столетию освящения. - Х.: ООО "Дом рекламы, 2001". - 128 с. - ил.
  10. Славский, Р.Е. Братья Никитины. /Р.Е. Славский. - М.: Искусство, 1987 http://slavskii.narod.ru/HTML/DE_46.htm
  11. Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Сумы. / http://www.orthodoxsumy.narod.ru/Hram/Sumy_sobor.htm
  12. Церковь Михаила Архангела в Борисовке / http://www.temples.ru/card.php?ID=8857
1.Иконостас Спасо-Преображенского храма г. Сумы. Фото нач. ХХ в. 2.Иконостас Свято-Благовещенского храма г. Харькова. Фото нач. ХХ в. (утрачен). 3.Иконостас храма Архистратига Михаила в пгт. Борисовка. 1911 г. Фото Шулики В.В.