Росписи и иконостас храма Архангела Михаила в пгт. Борисовка

// Традиції та новації у вищій архітектурно-художній освіті №3 2010. - Х.:ХДАДМ, 2010. - С. 83-88.

Шулика В. В.


Аннотация: статья посвящена иконографической программе росписей и иконостаса, а так же атрибуции иконостаса храма Архангела Михаила в пгт. Борисовка (Белгородская обл. РФ).
Ключевые слова: Борисовка, иконостас, монументальная роспись.
Анотація: Шуліка В.В. Розписи та іконостас храму Архангела Михаїла в смт. Борисівка
Стаття присвячена іконографічній програмі розписів та іконостасу, а також атрибуції іконостаса храму Архангела Михаїла в смт. Борисівка (Білгородської обл. РФ).
Ключові слова: Борисівка, іконостас, монументальний розпис.
Annotation. Shulika V.V. Murals and iconostasis church of the Archangel Michael in the village Borisovka.
Аrticle focuses on the iconographic program of murals and the iconostasis, as well as the attribution of the iconostasis of the church of the Archangel Michael in the village Borisovka (Belgorod region. RF).
Key Words: Borisovka, iconostasis, monumental painting.
Постановка проблемы. В 2008 г., во время поездки автора статьи в пгт. Борисовку (Белгородская обл. Р.Ф.), был осмотрен храм Архангела Михаила. В храме хорошо сохранился мраморный иконостас, сделанный в начале ХХ в. в Харькове. Иконы иконостаса выполнены воспитанниками Борисовской учебно-иконописной мастерской [7]. Росписи и иконостас храма составляют общую иконографическую программу, аналогов которой в церковном искусстве Слобожанщины не выявлено.
Анализ публикаций. Слобода (ныне пгт.) Борисовка - историческая территория Слободской Украины [5, 7]. Храм Архистратига Михаила в пгт. Борисовка достаточно известен. Он входит в экскурсионный маршрут по Белгородской области, а его фотографии можно обнаружить на экскурсионных сайтах и в изданиях Белгородской епархии. Храм является символом Борисовки. Находясь в центре частного сектора, застроенного в основном одноэтажными домами, он является архитектурной доминантой. Это единственный храм поселка, который уцелел. Согласно сайту "Храмы России" [12], Архангельский храм был построен в 1804-1811 гг. Иконографическая программа росписей и иконостаса, а так же его атрибуция не становилась темой специальных исследований, хотя перечень сюжетов стенописей и иконостаса был опубликован курским исследователем И.А. Припачкиным [7].
Результаты работы. Храм, построенный в начале XIX в., во второй половине столетия перестраивался. Была достроена колокольня, изменился лепной декор. Вероятно, перестройка храма, а также столетний юбилей (в 1911 г.) и послужили причиной полного обновления его интерьера. Для росписи храма и написанию икон были приглашены ученики Борисовской учебно-иконописной мастерской (основана 1902 г) [7].
Во время беседы с борисовским краеведом, заслуженным деятелем культуры РФ Григорием Ивановичем Охрименко, мой собеседник поведал мне историю, как в начале ХХ в. был приобретен новый иконостас для храма. В Борисовке собирались средства на постройку нового моста через р. Ворсклу. Находясь по делам в Харькове, некоторые из жителей слободы увидели в одном из храмов города великолепный мраморный иконостас, загорелись желанием иметь в своем храме такой же. На приобретение иконостаса были потрачены деньги, предназначенные для постройки моста. Иметь в своем храме роскошный иконостас посчитали более важным. Иконостас был заказан в Харькове из каррарского мрамора, белого и коричнево-фиолетовых цветов. Когда заказ был выполнен, иконостас по частям на волах перевезли из Харькова в Борисовку.
Какой же из харьковских иконостасов вызвал такой восторг борисовцев? Сравнивая Борисовский иконостас с фотографиями утраченных иконостасов Харькова, можно с уверенностью сказать, что это иконостас Благовещенской церкви (с 1914 г. собора). По характеру отделки и общему силуэту иконостасы практически идентичны, и отличаются тем, что в Борисовском иконостасе три ряда, а в Харьковском четыре (добавлен деисиный чин). Юбилейное издание, посвященное истории Свято-Благовещенского кафедрального собора Харькова [9] сообщает, что иконостас был выполнен московским мастером В.И. Орловым из каррарского мрамора, но после революции был утрачен. В выполнении иконостаса принимали участие Борисовские мастера [9]. К сожалению, в издании отсутствуют ссылки на источники. В других изданиях по истории Харькова приводится такая же информация и тоже без ссылок [3].
Следует заметить, что в Спасо-Преображенском соборе г. Сумы сохранился аналогичный иконостас каррарского мрамора с малахитовыми колоннами. По данным сайта Сумской епархии УПЦ иконостас выполнен также В.И. Орловым [11].
Если оба иконостаса поставлены московским мастером, то почему же борисовцы заказали свой иконостас в Харькове. То, что рассказ Г.И. Охрименко верен не вызывает сомнения, т.к. на иконостасе сохранилась мраморная плита с надписью: "Сооружен 1911 г. по благословению Архиепископа Питирима, усердием прихожан в память Святейшего Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, старанием Протоиерея Димитрия Добрынина, свящ. И. Высочинского, ктитора Василия Ф. Николаенко, при помощнике его Назарие П. Степаненко.
Освящен в 1911 г.
Иконост(асная) фабрика Соммавилла в Харькове".
Итальянские подданные Фердинанд Люзович [8] и его сын Виктор Фердинандович Соммавилла [10] (проживали в Харькове пер. Соляниковский 12 [2]) основали иконостасную фабрику. Следует заметить, что основное сырье для производства мраморных иконостасов привозилось из Италии. Предприимчивые и талантливые итальянцы в конце XIX в. наладили доставку мрамора и изготовление иконостасов, надгробий, памятников [4]. Неовизантийский стиль, переживающий подъем в это время, способствовал распространению иконостасов, в оформлении которых подчеркивалась натуральная текстура природных материалов. Покраска и позолота отошли на второй план. Мрамор - материал первых иконостасов-темплонов, стал необычайно актуален.
Деятельность фабрики Соммавилла требует специального исследования. Отдельные факты, связанные с работами итальянцев, позволяют составить следующую картину. Ф. Соммавилла в 1891 изготовил гранитные ступени перед входом в Харьковский римо-католический костел Успения Пресвятой Богородицы [8]. Как итальянец, Ф. Соммавилла, вероятно, исповедовал католичество.
В 1904 г. В. Соммавилла взял подряд на изготовление иконостаса и надгробья в Саратове [10]. Данный факт говорит о том, что за прошедшие 14 лет фирма приобрела известность. Московский мастер В.И. Орлов, автор мраморных иконостасов в Харькове и Сумах, вероятно, был приглашен Соммавилла, как мастер, разбирающийся в тонкостях "иконостасного дела" и резьбы. Возможно итальянцы-католики, уверенно чувствовавшие себя в формах общеевропейского искусства, ощущали свою слабую компетентность в искусстве специфически православном. Формы Харьковского (1901 г.), Сумского (после 1892 г.), Борисовского (1911 г.) иконостасов очень похожи, но имя московского мастера на Борисовском иконостасе не поставлено. Возможно В.И. Орлов к 1911 г. прекратил сотрудничество с фабрикой Соммавилла.
Имя московского мастера В.И.Орлова связанно с именем харьковского архитектора М.И. Ловцова. М.И. Ловцов построил Благовещенский храм в Харькове (1901) и перестраивал старинный Преображенский храм в Сумах (1882-1892). В оба храма были поставлены вышеупомянутые мраморные иконостасы. Возможно смерть М.И. Ловцова в 1907 г. [3, С. 328] прервала деятельность В.И. Орлова на Слобожанщине. Данные положения требуют дальнейшего исследования.
Отдельного внимания заслуживает участие борисовских мастеров в изготовлении иконостаса Благовещенского собора Харькова. К сожалению, информация, данная без ссылки в издании "Свято-Благовещенский кафедральный собор…." [9], вносит некоторую путаницу. Слобода Борисовка в XIX - нач. ХХ вв. прославилась как наиболее крупный иконописный центр юга империи. Известно, что кроме иконного промысла в Борисовке занимались позолотой, производством киотов, обряжением икон, резьбой, гончарством, ткачеством, но обработка мрамора была едва ли известна. А.Ю. Лейбфрейд [3], а вслед за ним издание "Свято-Благовещенский кафедральный собор…." [9] сообщают, что иконы для иконостаса Харьковского Благовещенского собора были написаны А.И. Данилевским (иконы на цинке для центрального иконостаса) и М.Д. Михайловым (боковые приделы). Скорее всего, борисовские мастера писали иконы под началом вышеупомянутых мастеров кисти. Так или иначе, но именно тогда борисовцы и познакомились с великолепным харьковским иконостасом, который вызвал у них такое восхищение.
Иконостас и настенные росписи складываются в общую иконографическую программу. Росписи храма были выполнены после 1903 г., о чем свидетельствует изображение св. Серафима Саровского (канонизирован в 1903). Храм первоначально построенный как крестовая ротонда, во второй половине ХІХ в. был расширен за счет пристройки шатровой колокольни с длинным нефом, ведущим от колокольни к алтарю. В результате образовалось два внутренних пространства. Первое - крестовая ротонда, ограниченная с одной стороны иконостасом, с другой - трапециевидными столпами; второе - прямоугольный неф, входящий в ротонду. На стенах нефа, в простенках окон, написаны ростовые изображения святых: на северной стене - св. Кирилл и Мефодий, прп. Феодосий Печерский, прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский; на южной стене - св. Константин и Елена, прп. Антоний Печерский, свт. Тихон Задонский, св. Алексий Человек Божий.
В подкупольной части, конструктивно отделенной от западной части храма, размещены сюжетные композиции. В куполе храма написана Пресвятая Троица в иконографическом типе "Отечество" - копия росписи храма Христа Спасителя в Москве. В простенках окон барабана написаны Апостолы. Храм не имеет парусов, поэтому фигуры Евангелистов написаны попарно на боковых арках. На северной арке св. ев. Матфей и Иоанн Богослов, на южной арке - св. ев. Марк и Лука. Росписи отделены между собой орнаментальными фризами. На восточной арке (за иконостасом) "Тайная Вечеря", напротив нее - "Чудесное насыщение народа". На северо-западном столпе помещена роспись "Чудо архистратига Михаила в Хонех"; на юго-западном - "Свт. Димитрий Ростовский". Примечательно, что храмовая роспись (в данном случае "Чудо арх. Михаила"), помещена на западную сторону северного столпа, несмотря на существующие правила. Свт. Димитрию Ростовскому посвящен южный придел храма.
На северной стене, у бокового входа, роспись "Три Святителя", над входом - икона Богородицы "Знамение", несомая ангелами, на южной стороне - "Святители Петр, Алексий, Иона и Филипп Московские". Над входом - икона "Спас Нерукотворный", которую держит ангел, в то время как другой ангел застыл в позе поклонения. В алтаре храма, на горном месте - "Преображение".
Иконы иконостаса написаны на дереве и металле (железе?) борисовскими иконописцами. Иконостас относится к метрическому типу с расширенной и повышенной центральной секцией над Царскими Вратами. Иконостас единой стеной закрывает все три престола храма и образует единый ансамбль, где боковые иконостасы подчинены центральному.
Центральный иконостас состоит из местного, праздничного и пророческого рядов. Деисисный чин отсутствует (ил. ). На Царских Вратах в центре помещена икона "Благовещение", сверху и снизу - образы Евангелистов. Местные иконы Спасителя и Богородицы - ростовые. Спаситель изображен в хитоне и гиматии, с раскрытым Евангелием. Образ Богородицы представляет собой копию росписи В. Васнецова из Владимирского собора в Киеве. На северных диаконских вратах - св. арх. Стефан, на южных - архангел Михаил. Правее южных врат находится храмовая икона "Собор архангела Михаила". Левее северных врат - образ св. Николая Чудотворца. В киотах, примыкающих к столпам храма и соединяющих центральный и боковые иконостасы, первоначальные изображения не сохранились.
Праздничный ряд состоит из пяти икон. В центре помещена икона "Воскресение Христово", слева от нее - иконы "Рождество" и "Успение Богородицы", справа - иконы "Рождество" и "Вознесение Христово". Икона Тайной Вечери, которая, согласно канонам, должна располагаться над Царскими Вратами, отсутствует. Ее заменяет роспись, расположенная над алтарной аркой.
Пророческий ряд состоит из трех круглых по форме икон. В центре - икона Богородицы "Воплощение", над иконами Богородичных праздников - образ пророка Исаии, пророчившего о рождении Бога от Девы; над иконами Господних праздников - образ св. Иоанна Предтечи, последнего пророка, проповедовавшего о приходе Мессии. Все три иконы увенчаны мраморными крестами.
Иконостасы боковых приделов также трехрядные (ил.). Местные ряды находятся в углублениях перспективных порталов Царских Врат. Диаконские врата у боковых иконостасов отсутствуют. В перспективном портале Царских Врат северного иконостаса помещены местные иконы Спаса и Богородицы, над ними - изображения св. Бориса и Глеба. Из-за нехватки места иконы местного ряда расположили не по горизонтали, а по вертикали. Иконы второго ряда - это три праздника. Над Царскими Вратами расположена "Тайная Вечеря", слева от нее - "Вход в Иерусалим", справа "Введение во Храм". В третьем ряду, над иконой Тайной Вечери - Распятие. Первоначальные изображения, находящиеся в круглых медальонах над другими праздничными иконами, утрачены.
Иконостас южного придела решен подобным образом (ил. ). Над местными иконами Христа и Богоматери помещены иконы свв. аплл. Петра и Павла. Во втором ряду расположены праздники "Крещение", "Крестовоздвиженье", "Сретение". В третьем ряду в центре - "Преображение", по сторонам от которого, в круглых медальонах, оплечные изображения пороков Давида (?) и Соломона (?).
То, что росписи и иконостас составляют единое целое, наглядно говорит праздничный ряд, где "Тайная Вечеря" вынесена за приделы иконостаса, на арку вимы. Иконографическая программа праздничного чина Борисовского центрального иконостаса может восприниматься и как цельная, и как состоящая из двух программ. С правой стороны находятся Христологические сюжеты - "Рождество Христово", "Воскресение" и "Вознесение", икона "Воскресение" перенесена в центр всего ряда. Рождество и Вознесение - начало и конец земного пребывания Спасителя. Слева - Богородичные сюжеты "Рождество" и "Успение" - начало и конец земной жизни Богородицы. Все четыре иконы фланкируют икону Воскресения, как кульминацию пребывания Христа на земле. В южном приделе размещено четыре праздника - "Сретение", "Крестовоздвиженье", "Богоявление" и "Преображение" - сюжеты, в которых подчеркивается Божественная природа Христа.
Персональные изображения святых в галерее-нефе, соединяющие ротонду и колокольню, изображения вселенских учителей и московских святителей на стенах подкупольной части храма являются как бы продолжением местного ряда. Росписи "Тайная Вечеря" и "Чудесное насыщение народа", расположенные друг напротив друга, показывают учение о хлебе насущном (Ин. VI, 22-27). Такого единства программы росписей и иконостаса в храмах Слобожанщины выявлено не было.
Как было указано выше, иконостас и росписи храма были написаны учениками учебно-иконописной мастерской. И.А. Припачкин говорит, что иконы были написаны заблаговременно, до установки иконостаса [7]. Имена учеников, принимающих участие в живописных работах, оставались неизвестными. Зимой 2008 г., когда автор данной статьи работал в фондах Борисовского историко-краеведческого музея, был обнаружен эскиз иконы Христа-Халкита, написанный маслом на фанере борисовским иконописцем, выпускником учебно-иконописной мастерской М.И. Хвостенко. Этот иконописец, ушедший из жизни в 1960-х гг. в полной нищете, сохранил часть рабочего материала и эскизов, которые были переданы в музей Г.И. Охрименко. Этот эскиз в точности соответствует местной иконе Спасителя иконостаса придела свт. Димитрия Ростовского. Основным отличием является полукруглое завершение верхнего края эскиза. Из этого можно сделать вывод, что эскиз первоначально предназначался для иконы центрального иконостаса, имеющую аналогичную форму, но в последствии был воплощен в иконостасе бокового придела, иконы которого имели прямоугольную форму. В свете вышесказанного необходимо коснуться еще одной детали - времени выполнения икон. М.И. Хвостенко закончил обучение в мастерской в 1907 г., о чем свидетельствует диплом, подписанный руководителем школы В.С. Богдановым. Соответственно либо иконописные работы проводились, начиная с 1906-1907 гг., т.е. за 4 года до установки иконостаса, либо иконы писали не только ученики, но и выпускники Борисовской учебно-иконописной мастерской.
Выводы.
Живописное убранство храма в Борисовке является интересным памятником церковного искусства Слобожанщины первого десятилетия ХХ в. Росписи и иконостас храма составляют общую иконографическую программу. Иконостас храма выполнен на иконостасной фабрике Соммавилла в Харькове из каррарского мрамора, иконы написаны учениками и, вероятно, выпускниками Борисовской учебно-иконописной мастерской. Выявленный в процессе исследования эскиз к иконостасной иконе позволил сделать вывод о том, что одним из авторов икон иконостаса был М.И. Хвостенко.
Росписи храма продолжают иконографическую программу иконостаса. Так изображение "Тайной Вечери", вынесено из иконостаса на восточную арку. Эта роспись связывает сюжетный ряд иконостаса со стенописями, образовывая смысловую пару с росписью "Чудесное насыщение народа".
В дальнейшей работе необходимо исследовать деятельность фабрики Соммавилла в Харькове и отношение к ней московского мастера иконостасов В.И. Орлова, автора аналогичных мраморных иконостасов в Харькове и Сумах.
Список использованных источников

  1. Багалей Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905): ист. монография. - в 2-х т. / Д.И. Багалей, Д. П. Миллер. - репринт. изд. - Х.: 1993. - 982 с.
  2. Большой пожар / 1.02.1911. - http://starosti.mediaport.ua/news/starosti/1392
  3. Лейбфрейд, А.Ю. Харьков: от крепости до столицы: заметки о старом городе / А.Ю. Лейбфрейд, Ю.Ю. Полякова. - Х.: Фолио, 1998. - 335с.
  4. "Наше отношение к кладбищенским памятникам - это история варварства" http://xpress.sumy.ua/interview/culture/2633
  5. Описи Харківського намісництва кінця XVIII ст. - К.: Наукова думка, 1991. - 223 с.
  6. Охрименко, И. Г. Очерки истории Борисовского района / И.Г Охрименко. - Т 3. - [Борисовка]: Очерки истории Борисовского района: [машинописная копия рукописи] // Личный архив И.Г Охрименко.
  7. Припачкин, И.А. Иконописание слободы Борисовки / И.А. Припачкин. - Курск: Полстар, 2009. - 323 с.
  8. Сайт Успенского храма в Харькове РКЦ. / http://www.slovosnami.narod.ru/historyVozvedenie.htm
  9. Свято-Благовещенский Кафедральный Собор: к столетию освящения. - Х.: ООО "Дом рекламы, 2001". - 128 с. - ил.
  10. Славский, Р.Е. Братья Никитины. /Р.Е. Славский. - М.: Искусство, 1987 http://slavskii.narod.ru/HTML/DE_46.htm
  11. Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Сумы. / http://www.orthodoxsumy.narod.ru/Hram/Sumy_sobor.htm
  12. Церковь Михаила Архангела в Борисовке / http://www.temples.ru/card.php?ID=8857
1.Храм Архистратига Михаила в пгт. Борисовка. Освящен в 1811 г, перестроен во второй половине XIX в. Фото Шулики В.В. 2.Храм Архистратига Михаила в пгт. Борисовка. Освящен в 1811 г, перестроен во второй половине XIX в. Фото Шулики В.В. 3.Росписи храма. Борисовская учебно-иконописная мастерская. Нач. ХХ в. Фото Шулики В.В. 4.Иконостас храма Архистратига Михаила в пгт. Борисовка. 1911 г. Фото Шулики В.В. 5.М.И. Хвостенко. Эскиз иконы местного ряда иконостаса. Борисовка, нач. ХХ в. БИКМ, пгт. Борисовка. Фото Шулики В.В. 6.Фрагмент иконостаса придела свт. Димитрия Ростовского храма Архистратига Михаила в пгт. Борисовка. 1911 г. икона Христа написана М.И. Хвостенко. Фото Шулики В.В. 7.Иконостас Свято-Благовещенского храма г. Харькова. Фото нач. ХХ в. (утрачен). 8.Иконостас Спасо-Преображенского храма г. Сумы. Фото нач. ХХ в.