Храм святителя Феодосия Черниговского в с. Михайловка

// Вісник ХДАДМ №1 2011. - Х.:ХДАДМ, 2011. - С. 141-143.

Шулика В. В.


Аннотация: статья посвящена храму свт. Феодосия Черниговского в с. Михайловка
Ключевые слова: иконография, монументальная роспись
Анотація: Шуліка В.В. Храм святителя Феодосія Чернігівського в с. Михайлівка Луганської області.
Стаття присвячена храму свт. Феодосія Чернігівського в с. Михайлівка.
Ключові слова: іконографія, монументальний розпис.
Annotation. Shulika V.V. Cathedral of St. Theodosius the Chernigov in the Village Michailovka of Luganskaya oblast.
The subject matter of the article is the history of creation and details of interior of the сathedral.
Key Words: Iconography, mural painting.
Постановка проблемы. В мае 2008 г., во время путешествия по северной части Луганской области, которая является исторической частью Слобожанщины, в с. Михайловка, некогда Старобельского уезда Харьковской губернии, а ныне Кременского района Луганской обл., был исследован храм свт. Феодосия Черниговского. Остатки первоначального внутреннего убранства храма дают интереснейший материал о традиции решения сакрального пространства на Слобожанщине рубежа XIX-ХХ вв. К сожалению, росписи храма сохранились под слоем грубых ремесленных записей. Записи искажают рисунок и цветовую гамму росписи, но даже в таком виде представляют интерес, т.к. выполнялись с сохранением первоначальных композиций.
Анализ публикаций. Храм свт. Феодосия Черниговского в с. Михайловка был построен в традициях неовизантийского стиля и освящен в 1905 г. Строительство храма велось на средства прихожан, по проекту харьковского епархиального архитектора В.Х. Немкина [3].
Специальных исследований, посвященных храму в Михайловке, обнаружить не удалось. Несмотря на то, что в Северодонецкой епархии сохранилось не так уж много старинных храмов, храм ни как не отмечен на епархиальном сайте [4]. В Истории городов и сел Ворошиловградской области (1976 г.) помещено краткое описание истории села, но про храм упоминаний нет [2]. Храм упомянут только в издании "Православные храмы и монастыри Харьковской губернии 1681-1917" (2007 г.) [3, С. 29], в общем перечне храмов епархии состоянием на 1917 г.
Результаты работы. Храм посвящен святителю Феодосию Полоницкому-Углицкому, архиепископу Черниговскому. Свт. Феодосий, потомок старинного украинского дворянского рода, жил во второй половине XVII в. (1630-1696). Прославился как блюститель чистоты монашеской жизни и как церковно-политический деятель, борец с унией и участник переговоров о присоединении Киевской митрополии к Российской церкви. Канонизация святителя Феодосия произошла за 9 лет до освящения храма в Михайловке - 9 сентября 1896 г., т.е. через 200 лет после его кончины [1]. Строительство храма в Михайловке вероятно началось сразу после канонизации свт. Феодосия и, руководствуясь этим соображением, можно утверждать, что перед нами один из первых на Слобожанщине храмов, посвященных этому святому.
Храм построен в традициях неовизантийского стиля, в узнаваемой манере В.Х. Немкина, и близок по архитектурно-планировочному решению другим храмам этого архитектора - храму Озерянской иконы Богоматери в Харькове (Холодная гора), храму Бориса и Глеба в с. Водяное (Харьковская обл.), Преображенскому храму в г. Ахтырка, Николаевскому храму в г. Лебедин, Вознесенскому храму в г. Тростянец (Сумская обл.), Покровскому храму в с. Трехизбенка, храму св. Иоанна Предтечи в с. Меловатка (Луганской обл.) и др.
Во время осмотра храма был проведен опрос его старейших прихожан, которые видели его интерьер до поновительских работ. В результате опроса прихожан было выяснено, что в советское время храм был закрыт, была разобрана колокольня и иконостас, храм использовался как хозяйственная постройка. Богослужение в нем было возобновлено только в 1990-е гг. После возобновления богослужения проводился ремонт кровли и поновление росписей, которые хотя и уцелели, но потеряли экспозиционный вид. Практически в идеальном состоянии сохранился пол храма, выложенный керамической плиткой. Напольная плитка поражает красотой и тонкостью вкуса. Охра различных оттенков, ультрамарин и натуральное золото роскошно переливаются в лучах солнца, падающих из больших окон храма. Кроме традиционной шашечницы, в центре нефа выложена ультрамариновая дорожка с плетеным узором, в который вставлены золотые мальтийские кресты и умбристые восьмиконечные звезды. Края дорожки декорированы круглым меандром. Такой пол вероятно был изготовлен в Харьковской фирме Бергенгейма. Подобный пол, только других цветов и рисунка, сохранился в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Харькове (Лысая гора), построенный так же В.Х. Немкиным. Должно быть, архитектор сотрудничал с "Товариществом Бергенгейма", что неудивительно, ввиду высокого качества плитки. Пол Казанского храма решен в охристых, коричневых и красных цветах и по рисунку соединяет шашечницу и несколько видов меандра. Однако сохраняется композиция пола с выделенной дорожкой в центральном нефе. Барон Э.Э. Бергенгейм в 1876 г. основал в Харькове первый на юге империи завод огнеупорного кирпича и керамической плитки. О высоком качестве харьковской плитки говорит не только распространенность подобных полов по всей империи, но и то, что именно плитка Бергенгейма была предложена для облицовки полов дворца императора в Ливадии.
Росписи храма представляют собой грубое, неаккуратное поновление первоначальных росписей. Бросается в глаза диссонанс тонкого узора пола и непрофессионализм выполнения поновлений. Кроме того, росписи поражены грибком и постепенно разрушаются.
Росписи купола решены в соответствии с принципом иерархичности. В куполе храма изображен Бог Отец, между круглыми окнами барабана купола помещены образы Архангелов, под окнами барабана изображены пророки. В основании барабана, в круглых медальонах, написаны поясные образы апостолов, в парусах - Евангелисты.
На стенах храма помещены Евангельские сюжеты. Храм в плане имеет крестообразную форму. В трансепте, слева от алтаря, на восточной стене, находится роспись "Хождение по водам" ("Неверие Петра"), на северной стене - "Воскресение Лазаря", "Христос и Мария Магдалина" ("Не прикасайся ко мне"), на западной стене - "Христос с Марфой и Марией". В трансепте, справа от алтаря, на восточной стене - "Неверие Фомы" (?), на южной стене - "Благословение детей", "Беседа Христа с Никодимом", на западной стене - "Ангел хранитель с детьми". В главном нефе, на северной стене над окнами, находится роспись - "Нагорная проповедь", на южной стене - "Исцеление слепого". На западной стене, над входом в храм - "Проповедь Христа на Озере", по сторонам от входа росписи "Лепта вдовы" и "Динарий кесаря".
Заметно, что при составлении иконографической программы на первое место был поставлен вероучительный аспект. Росписи призваны учить твердой вере и показывают недопустимость маловерия (сцены с апл. Петром и Фомой), сцены проповедей Христа должны были оказывать прямое воздействие на прихожан, сцены "Воскресение Лазаря" и "Христос и Мария Магдалина ("Не прикасайся ко мне") - прообраз грядущего Воскресения. Кроме того росписи "Благословение детей" и "Ангел Хранитель" (обе написаны с немецких гравюр) учат детскому принятию Веры.
У входа в храм две росписи, учащие христианскому отношению к земным благам. Это росписи "Лепта вдовы" и "Динарий кесаря". Росписи расположены так, чтобы прихожане их видели последними, уходя из храма.
На пилястрах написаны ростовые изображения святых: св. Серафима Саровского, свт. Иоасафа Белгородского, св. Федора Стратилата, св. Иоанна Воина, св. Симеона Богоприимца, свт. Харлампия и Власия Севастийского. Рядом с изображением св. Федора Стратилата помещена маленькая роспись "Распятие".
Эти святые наиболее почитаемы крестьянами. Святые воины (св. Феодор и Иоанн) должны были покровительствовать тем жителям села, которые находились на воинской службе, свт. Харлампий и Власий почитались как целители и заступники скотоводов. Следует заметить, что, несмотря на посвящение храма свт. Феодосию, его образ в системе храмовых стенописей отсутствует, хотя имеются изображения св. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского, также канонизированных в начале ХХ в. (1903 и 1911 гг.). Исходя из даты канонизации свт. Иоасафа можно сделать вывод, что храм был расписан после 1911 г.
Во время осмотра храма в глаза бросилась одна деталь. Под росписями нижнего ряда, в стену вделаны подсвечники на 8-10 свечей, чтобы прихожане во время службы ставили свечи перед стенописными изображениями. При осмотре других храмов в окрестностях Лисичанска и Северодонецка были обнаружены аналогичные подсвечники, говорящие о сложившейся местной традиции.
Выводы.
Храм свт. Феодосия Черниговского построен в 1905 г. по проекту архитектора В.Х. Немкина и расписан после 1911 г. Из внутреннего убранства храма уцелел пол, декорированный керамической плиткой, вероятно завода Бергенгейма в Харькове.
Росписи храма сохранились под грубыми поновлениями начала 1990-х гг. Сохранность росписей не позволяет говорить о рисунке и цветовой гамме, но позволяет проследить иконографическую программу. Купол и барабан храма решен в соответствии с принципом иерархичности (Бог Отец, Ангелы, Пророки, Апостолы). На стенах храма воспроизведены Евангельские сюжеты вероучительного характера, призывающие к стойкой вере, напоминающие о всеобщем Воскресении, призывающие к детскому восприятию Веры и христианскому отношению к земным благам. Персональные изображения святых выбраны в соответствии с почитанием в крестьянском быту и новыми канонизациями начала ХХ в. Интерес представляет тот факт, что образ свт. Феодосия Черниговского в системе росписей храма отсутствует.
Список литературы

  1. Житія Святыхъ: 1000 льтъ русской святости / собрала монахиня Таисия.-- в 2х т. - М.: Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1991. - Т.1.- С.103-105.
  2. История городов и сел Украинской ССР: Ворошиловградская область / Гл. редколл.: П. Т. Тронько, Н. П. Бажан, И. К. Белодед и др. - К.: Глав. Ред. УСЭ АН УССР, 1976. - 727 с.
  3. Православные храмы и монастыри Харьковской губернии 1681-1917 / сост. А. Парамонов. - Х.: Харьковский частный музей городской усадьбы, 2007. - 346 с.
  4. Официальный сайт Северодонецкой епархии Украинской Православной церкви // http://sed-eparhia.com/
1.Храм свт. Феодосия Черниговского в с. Михайловка. Арх В.Х. Немкин 1905 г. Фото Шулики В.В. 2.Храм свт. Феодосия Черниговского в с. Михайловка. Арх В.Х. Немкин 1905 г. Фото Шулики В.В. 3.Росписи купола храма. Фото Шулики В.В. 4.Росписи западной стены храма. Фото Шулики В.В. 5.Оформление пола храма в свт. Феодосия Черниговского с. Михайловка. Фирма барона Э. Бергенгейма в Харькове. Фото Шулики В.В. 6.Оформление пола храма Казанской иконы Божьей Матери в г. Харькове. Фирма барона Э. Бергенгейма в Харькове. Фото Шулики В.В.