Символика звезды в иконе Богородицы Озерянская. Влияние иконографии Озерянской иконы на иконографию Слобожанских Богородичных икон.

// Наукова конференція професорсько-викладацького складу та студентів СНТТ ХДАДМ за підсумками роботи у 2004-2005 н.р.,
м. Харків, ХДАДМ, 18-20 травня 2005 р. - Х.: ХДАДМ, 2005. - С. 10-19. - іл.

Шулика В.В.


Одной из наиболее почитаемых икон на Слободской Украине является икона Пресвятой Богородицы Озерянская. Возможно, это первая явленная икона Богородицы на Слобожанщине. Важной деталью иконографии является изображение ореола из звезд вокруг нимбов Богородицы и Богомладенца. В статье будут рассмотрены источники возникновения этого символа и распространение его в Богородичной иконографии Слобожанских икон.
Временем явления Озерянского чудотворного образа считается конец XVI ст., когда он был перенесен на Слобожанщину из Червоной Руси. Предание рассказывает, что икона была обнаружена крестьянином села Озерянка, расположенного недалеко от слободы Мерефа, во второй половине XVII ст. Крестьянин, косивший траву, не разглядел в высокой траве икону и случайно разрезал ее косой. От разрезанной иконы послышался стон. Нагнувшись посмотреть, откуда произошел стон, крестьянин увидел разрезанную икону и горевшую перед ней свечу. Принеся икону и свечу домой и, поставив их в красный угол, крестьянин на утро обнаружил, что иконы в доме нет. Придя на место явления иконы, он увидел, что икона находится на прежнем месте, и ее обе части, разрезанные косой, срослись. Более того, на месте явления иконы забил источник с целебной водой.
Мерефянский иерей Феодор первый узнает об обретении чудотворного образа и доносит о случившемся Белгородскому митрополиту Феодосию (1667 - 1671 гг.) [1]. По благословению преосвященного Феодосия в Озерянке, на месте явления иконы, строится небольшая часовня.
Вскоре известие о случившемся облетает округу, и в Озерянку устремляются богомольцы. А в 1710 г. в селе Озерянка образуется монастырь, известный как Озерянская пустынь, который был впоследствии приписан к Харьковскому Покровскому монастырю.
После екатерининских реформ, когда были ликвидированы все слободские монастыри, печальная судьба коснулась и Озерянской пустыни. Чудотворную икону Богородицы сначала перенесли в Куряжский монастырь, а после ликвидации и этого монастыря - в Харьковский Свято-Покровский собор. В середине XIX в., после возрождения Куряжской обители, икону снова переносят в Куряж (Озерянская пустынь так и не была восстановлена). С этого времени и до событий, которые последовали за Октябрьским переворотом, икона с 30 октября и до Фомина воскресения пребывала в Харькове, а остальное время года в Куряжском монастыре [5]. В начале ХХ ст. в г. Харькове строятся сразу два храма во имя иконы Богородицы Озерянской - в Свято-Покровском монастыре, где икона пребывала в зимний период и на Холодной горе, где осуществлялась передача иконы Куряжскими монахами харьковчанам. После закрытия советскими властями Куряжского монастыря, икона снова переносится в Харьков, где ставится в Свято-Благовещенском соборе. Во время Второй Мировой войны икона была похищена.
Озерянская икона Пресвятой Богородицы представляет собой поясное изображение Богоматери с Младенцем, изображенное в иконографическом типе Одигитрия. Младенец правой рукой благословляет, в левой руке держит кодекс. Облачение Богородицы изображено согласно западной традиции - синий мафорий и красная туника. Облачение Младенца - красного цвета. Головы Богородицы и Младенца увенчаны коронами. Вокруг нимбов Богородицы и Младенца помещен ореол из звезд. В верхних углах иконы, по сообщению Д. Багалея и Д. Миллера, были изображены облака. Размер иконы 40 Х 34 см.
Задачей нашего исследования и будет проследить источник и распространение символики звезды в Богородичной иконографии Слобожанских икон.
Следует отметить, что почитание Озерянской иконы распространяется далеко за пределами Харькова и в целом Слободской Украины. Исследование иконографии Озерянской иконы затрудняется тем, что оригинал, который стал образцом для множества списков утрачен. Д. Багалей и Д. Миллер в начале ХХ в. опубликовали изображение Озерянского чудотворного образа, но икона к началу ХХ ст. имела совершенно неудовлетворительное состояние (о чем сообщают и авторы). По опубликованной фотографии довольно трудно сделать выводы, которые бы вносили дополнение в вышеизложенное.
Озерянская икона Пресвятой Богородицы опубликованная Д. Багалием и Д. Миллером
Вследствие этого мы будем оперировать рядом списков, выполненными во второй половине XIX начале ХХ вв.:

  1. Озерянская икона Слобожанской школы, происходящая из храма Иконы Знамения Пресвятой Богородицы в селе Борки Курской области.
  2. Озерянская икона из частного собрания.
  3. Список Озерянской иконы, опубликованный Д. Багалеем и Д. Миллером [1].
  4. Схематический рисунок Озерянской иконы, опубликованный С. Снессоревой [4].
Мы не оперируем иконой, которая находится в Свято-Озерянском храме Покровского монастыря в г. Харькове, т. к. эта икона, хоть и очень близка по иконографии Озерянской иконе, таковой не является (это икона Богородицы называемая Дубовичская).
Рисунок-схема Озерянской иконы Пресвятой Богородицы опубликованный С. Снессоревнй. Нач ХХ в.
Озерянская икона Пресвятой Богородицы из села Борки Курской обл кон XIX ст.
Количество звезд, которые находятся над нимбами Богородицы на исследуемых нами иконах таково: 1 - пять; 2,3 и 4 - двенадцать. Число изображенных звезд имеет большое значение, в чем мы убедимся ниже.
Почитание Озерянской иконы было настолько сильно, что символика звезд проникает в иконографии других Богородичных икон, написанных на Слобожанщине. Примером этого может служить икона "Коронование Пресвятой Богородицы", происходящая из храма Архангела Михаила с. Ракитное Харьковской обл. Иконография "Коронования" имеет западное происхождение и широко распространяется на Православном Востоке с XVII ст. В слобожанском варианте этой иконографии мы видим введение символики звезд, заимствованное из иконографии Озерянской иконы. Более того, в цветах одежд Богородицы мы встречаем ту же западную традицию, что и в Озерянской иконе - синий мафорий и красную тунику. Таким образом, Св. Троица коронует Богородицу, изображенную в узнаваемой Слобожанской традиции.
Икона Коронование Пресвятой Богородицы из Свято-Архангеломихайловского храма с. Ракитное кон. XIX ст
Чтобы отметить специфично слобожанские черты изображения Богородицы в иконе "Коронование", рассмотрим икону с аналогичным сюжетом, написанную в Свято-Пантилеймоновском монастыре на Афоне. Следует напомнить, что иконы, написанные русскими монахами-афонитами особо почитались и считались лучшими образцами для копирования.
Икона Коронование Пресвятой Богородицы нач. ХХ ст. монастырь св. Пантелеймона. Св. гора Афон.
На Афонской иконе не только отсутствуют звезды вокруг нимба Богородицы, но и облачение Богоматери написано согласно Православной традиции, утвержденной на Эфеском соборе [2]. И именно такой вариант иконографии более всего был распространен в Российской империи. Сравнив оба изображения, нетрудно убедиться, что икона "Коронование" из Ракитного уникальна своим символическим строем, который восходит к Озерянской иконе.
Что же стало источником появлением звезд в Богородичной иконографии? Из древнейших сохранившихся изображений Богородицы особое место занимают фрески катакомб. Например, в катакомбах Прискилы (II век) имеется изображение Богородицы, еще чисто эллинистическое по форме. Чтобы указать на то, что изображенная женская фигура - Богоматерь, пришлось прибегнуть к внешним знакам. Этими внешними знаками являются ветхозаветный пророк рядом с Нею и звезда над Её головой.
Фреска катакомб Прискиллы с изображением Богородицы II в.
Мы видим здесь тот же принцип, что и в иносказательных изображениях Евхаристии: чтобы показать, что изображение, будь то трапеза, сцена освящения или просто хлеб и вино, представляет основное христианское таинство, к нему добавлялся внешний знак, евхаристический символ рыбы, и деталь эта переключала смысл образа в другой план, освещала его как бы изнутри спасительным содержанием. Так же и тут: чтобы показать, что изображённая женщина - не обычная мать, а Богоматерь, понадобились внешние указания - звезда и пророк. Последний держит в левой руке свиток или книгу с его пророчеством; правой рукой он указывает на звезду над Богоматерью. Одни исследователи считают, что это Исаия, основываясь на его словах: "Будет тебе Господь свет вечный", ибо звезда является символом небесного света. Другие полагают, что это Валаам, в связи с его словами: "Возсияет звезда от Иакова, и восстанет жезл от Израиля" ( Чис. 24, 17 ) [8]. Итак, звезда здесь выступает как ветхозаветный мариологический символ.
В новом завете - это в первую очередь Вифлеемская Звезда, приведшая волхвов к месту Рождества Христова. И, наконец, апокалиптический образ: "Видех жену оболчену в солнце и луна под ногами ея и венец на главе ея от звезд дванадесяти".
Список Озерянской иконы Пресвятой Богородицы кон. XIX ст. опубликованный Д. Багалием и Д. Миллером.
Именно такое количество звезд мы видим на трех из четырех исследуемых нами списков Озерянской иконы.
Но не следует забывать, что количество звезд на аналоге из Знаменского храма в Борках - пять. Такое же количество звезд находится и на иконе "Коронование Пресвятой Богородицы". Следует обратить внимание на стилистическую общность обеих икон. Благодаря этой стилистической общности можно предположить принадлежность икон к одной школе. Можно так же предположить, что изображение пяти звезд вместо двенадцати возникло из-за непонимания слобожанских иконописцев XIX ст. всей полноты символики, запечатленной на Озерянской иконе. Иконописец изображал лишь внешнее подобие символа, не вникая в его сущность. Второй версией значения именно этого числа звезд может оказаться знакомство иконописцев с католическим молитвенным правилом по четкам - Розарием. Считается, что это молитвенное правило было введено на севере Франции и во Фландрии в XV в. доминиканским священником Аланом де Рупом (ум. 1475г.), которому было видение св. Доминика (1170-1221 гг.), указавшего на необходимость подобных молитв. Сами четки были внедрены в молитвенную практику, по мнению католиков, св. Домиником. Со временем "Розарий" широко входит в повседневную жизнь католиков, чему способствует и обширная литература, посвященная истории установления и смысла этого молитвенного правила. В 1583 г. папой Григорием XIII в память победы над турками в Лепанто в 1571 г. был установлен праздник "Розарий пресвятой Богородицы" в первое воскресенье октября, но затем весь октябрь стал месяцем "Святого Розария". Очевидно, что за названием "Розариум" (лат.) стоит многообразный и емкий символический код, сложившийся к XV в. Роза в христианстве - это и атрибут Богоматери, и сама Мария, это символ небесного блаженства, мученичества, милосердия, божественной любви, этического совершенства и т. п. Свое символическое значение получили и части розы: зелень - это радость, шипы - это скорбь, цветы - это слава. Кроме того, роза символически соотносилась с числом пять, что и отражено в католическом обиходе. "Розарий" - это четки, молитва по которым сопровождается размышлениями о трех "пятерицах" - радостной, скорбной и славной, это и напоминание о "вертограде заключенном", о "неувядаемой розе" [7]. Естественно, что знакомство с этой католической практикой происходило у Слобожанских Православных иконописцев не практически, а под влиянием переводной Западно-христианской литературы, которая была распространена в Украине католиками или униатами. Другой версией может быть распространение в Слободской Украине неизвестных латинских иконографий, восходящих в своем символическом строе к Розарию.
Вывод.
Икона пресвятой Богородицы Озерянская, которая была, возможно, первой явленной иконой Богородицы на Слобожанщине, явилась образцом для написания ряда списков. Помимо списков, символический строй, заложенный в иконографии Озерянской иконы, нашел свое воплощение в ряде Слобожанских Богородичных икон иной иконографии, как в иконе "Коронование Пресвятой Богородицы" из с. Ракитное. Скорее всего, на оригинале Озерянской иконы количество звезд равнялось двенадцати - согласно образу Жены из Апокалипсиса. В списках иконы XIX в., и в Слобожанских иконах этого времени, следующих своим символическим строем за Озерянской иконой, встречается количество звезд равное пяти. Символика пяти звезд, возможно, восходит к католическому Розарию, с которым Слобожанские иконописцы были знакомы либо из литературных источников, либо из пока не выявленных иконографий восходящих в своем символическом строе к Розарию. В дальнейшей работе над вопросом следует выявить подобные иконографические образцы и определить место написания икон Богородицы Озерянская, происходящей из с. Борки и "Коронование Пресвятой Богородицы" из с. Ракитное, имеющие стилистическую общность.
Библиография:
  1. Багалей Д. И. Миллер Д. П. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905). Ист. Монография. В 2-х т. Т.1. - Репринт. Изд. - Харьков.: 1993. - С. 325.
  2. Бобров. Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. - СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995. - С 53-121. - (Малая история культуры).
  3. Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М. и др. История иконописи VI-XX века: истоки, традиции, современность. - М.: АРТ-БМБ., 2002. - 287 с. - ил.
  4. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон /Сост. С. Снессорева. - Ярославль.: Верхняя Волга., 2001. - 460с.
  5. Никодим (Руснак) митрополит. Краткое слово об Озерянской иконе Божией Матери //Никодим (Руснак) митрополит. Сборник служб и акафистов. - Харьков.: Прапор., 1996. - С. 50 - 52.
  6. Рожко В. Чудотворні ікони Волині і Полісся. - Луцьк.: Медіа., 2002. - 352 с.
  7. Тарасенко Л. П. К вопросу об стоках иконографии "Богоматерь Звезда пресветлая" // Русское церковное искусство нового времени. - М.: Индрик., 2004. - С. 73-81.
  8. Успенский Л. Богословие иконы православной церкви. М.: Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат.,"Паломникъ", 2001. - 474с.
  9. Филарет (Гумелевский) арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. В 3-х т. Т. 1. - Харьков.: Райдер., 2004. - 328 с.