Росписи храма Рождества Христова в с. Уланок

// Культурна спадщина Слобожанщини, вип. 24. - Х.: Курсор, 2011. - С. 144-152.

Шулика В. В.


Село Уланок Суджанского района Курской области - старинное слобожанское село, некогда входившее в состав Сумского казацкого полка [10]. В селе сохранился уникальный храм, в котором, на протяжение последних лет, проходят практику реставрации монументальной живописи под руководством автора этих строк студенты-реставраторы Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Параллельно, с непосредственным выполнением консервации и реконструкции стенописей, проводились исследования материалов монументальной живописи и искусствоведческие исследования. Следует заметить, что монументальных росписей Слобожанщины второй половины XIX в. сохранилось очень немного и соответственно любая информация, которая может пролить свет на эту проблему, представляет огромную ценность.
Храм Рождества Христова в с. Уланок был построен в традициях Русско-Византийского стиля и освящен в 1862 г. Этому храму предшествовали деревянные храмы, ранее украшавшие село. Первый храм был приобретен в гетманской столице г. Батурине (вероятно в конце XVII в.), а другой - в полковом городе Сумы [10, 11].
Храм изначально планировался как однопрестольный. К моменту освящения в храм была перенесена чудотворная икона Богородицы Пасовская-Цареградская и в честь чтимого образа было решено устроить и освятить северный придел храма. Южный придел освящен не был и использовался как ризница.
После постройки храм был расписан. К сожалению сведений о мастерах и времени выполнения росписей не сохранилось. Можно предположить, что роспись была выполнена в начале 1870-х гг., когда храм просох и дал усадку. Храм был оштукатурен известково-песчаной штукатуркой и расписан масляными красками. Следует отметить качество штукатурных работ, т.к. несмотря на годы запустения второй половины ХХ в., отсутствия остекления окон и протеки крыши, штукатурка выстояла. Храм утратил росписи купола и потолка, но росписи стен храма сохранились, но в тяжелом состоянии, с многочисленными утратами и плотным слоем загрязнений (ил. 7). Уцелевшие росписи складываются в интереснейшую иконографическую программу.
На стенах храма размещены сюжеты Ветхого и Нового Заветов, которые, на первый взгляд, не складываются в какую либо стройную систему. Сюжеты притч соседствуют со сценами деяний Христа. Иконографическая программа росписей Уланковского храма не укладывается в рамки классической иконографической системы. На протяжении нескольких лет велся поиск ключа к разгадке системы расположения росписей и, наконец, был найден. В храме с. Уланок росписи располагаются хронологически, согласно земной жизни Спасителя. Поскольку храм в Уланке посвящен Рождеству Христову, то здесь помещены сюжеты христологического цикла.
А) Первой росписью, справа от входа, согласно канону, является "Рождество Христово" (ил. 1). Мастера, расписывающие храм, использовали вместо сюжета Рождества сюжет "Поклонение Волхвов". Напротив нее помещена роспись "Избиение младенцев". Эти две росписи относятся к моменту Воплощения Бога Сына. Б) Следующие росписи, расположенные напротив друг друга, - "Изгнание торговцев" и "Исцеление расслабленного", знаменуют собой первый год служения Христа. В) Следующие четыре росписи - "Притча о богатом и Лазаре", "Юноша, вопрошающий Спасителя, как наследовать жизнь вечную", "Притча о блудном сыне" и "Положение во гроб" - относятся к третьему году служения Спасителя. Г) В боковых приделах расположены две росписи, написанные на Ветхозаветные сюжеты. Это "Лествица Иакова" (ил. 3) и "Видение пророка Исайи" (ил. 5). Обе росписи изображают Ветхозаветные пророчества о приходе Мессии. Д) В алтаре помещены росписи "Моление о чаше" и "Воскресение Христово", которые знаменуют собой начало и конец Христовых Страстей. Е) В конхе апсиды - видение св. ап. Иоанна Богослова о втором пришествии Христа, а на западной стене изображен Страшный Суд - исполнение пророчества св. Иоанна.
Последняя смысловая пара росписей располагается по оси восток-запад, все предыдущие - юг-север. Росписи с одной стороны раскрывают историю Нового Завета, с другой стороны раскрывают экономию Спасения через подражание Христу через притчи, т.е. росписи следует воспринимать сотериологически.
В качестве образца для выполнения композиций мастера использовали гравюры немецкого художника-назорейца Ю. Шнорра фон Карольсфельда [1, 17] (ил. 2, 4, 6).
Во второй половине XIX в. на художников Российской империи огромное влияние оказывало творчество немецких художников-назарейцев во главе с Фридрихом Овербеком (1789-1869). В своем творчестве эти художники ориентировались на итальянское искусство XIV-XV вв., стремясь воскресить идеалы христианства апостольских времен [9, С. 181]. Художники-назарейцы, вышедшие из протестантской среды, практически полным составом перешли в католичество. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1796 - 1872) также с 1817 г. входил в группу назареев. Однако, в отличие от католических воззрений остальных членов общества, Ю. Шнорр единственный, кто остался лютеранином. Важнейшей его работой стало издание "Библии в картинах (иллюстрациях)", вышедшее в свет в 1852 - 1860 гг. в Лейпциге. Библия Шнорра приобрела популярность не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в Российской империи. В 1861 г. в Санкт-Петербурге были напечатаны "54 картины из священной истории Ветхого Завета" проф. Сапожникова [15]. В гравюрах проф. Сапожникова заметно влияние Ю. Шнорра (композиции "Сотворение мира" и "Лествица Иакова").
Весь вышеназванный гравюрный материал употреблялся в качестве образцов для создания произведений церковной живописи. Суждения о соответствии этих гравюр тексту Священного Писания и возможности копирования их иконописцами появляются на страницах специальной литературы практически сразу, с середины 60-х гг. XIX в. Ф. Буслаев замечает что: "русский художник может с успехом подражать западным художникам (…), но руководствуясь западными образцами в церковной живописи, рискует впасть в расслабленность и бессмыслие, в результате духовного ослабления на Западе, и стать в противоречие с преданием и религиозными убеждениями своего отечества" [2, С. 157]. В 1867 г. священник В. Владимирский, описывая состояние современной ему иконописи, не обходит вниманием и гравюру на библейские сюжеты. Анализируя гравюры Ю. Шнорра и проф. Сапожникова, В. Владимирский рассматривает их с позиций рационализма: "В Библейских картинах Ю. Шнорра на изображении потопа виднеются на облаках ангелы, льющие с большим усердием воду ушатами на землю. (…) Незавидную услугу они оказывают своему собрату, сидящему, неизвестно зачем, на крыше ковчега… (…) иконописцы иногда не принимают во внимание натуральную тяжесть изображаемой вещи" [6, С. 117]. В. Владимирский упрекает Ю. Шнорра в неправдивости изображения Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. "Немец перемудрил", изобразив темницу, в окно которой заглядывает сочувствующий св. Иоанну. На втором плане в арочных окнах виднеется зала, где пирует Ирод с придворными [7, С. 216]. Еще одно несоответствие автор видит в гравюре Ю. Шнорра "Братоубийство", где Каин изображен с мотыгой в руках, которая еще не могла присутствовать, т.к. обработка меди была изобретена гораздо позднее [6, С. 303]. Однако, наравне с явным неодобрением некоторых деталей гравюр Ю. Шнорра В. Владимирский отмечает и удачные, на его взгляд, детали, которые могут быть заимствованы иконописцами. Например, он вполне одобряет введение в композицию Ю. Шнорра "Пастухи - первые благовестники" изображения плавающих в ручье уток (только сомневается, есть ли в окрестностях Вифлеема река) [3, С. 237]. Так же одобряет изображения в гравюрах Ю. Шнорра фиговых деревьев и винограда, как растений, которые вполне могли присутствовать в библейских сценах [4, С. 255]. Таким образом, В. Владимирский хочет видеть в иконе полное соответствие исторических и бытовых подробностей в изображенных сценах с данными исторической и археологической науки того времени. В этих статьях обнажается и отношение к иконе в эпоху историзма не как к образно-богословской структуре, а как к правдивой иллюстрации.
Проблему образца в иконописи Российской империи середины ХІХ - начала ХХ в. отмечает и проф. Н. В. Покровский [14, с. 265] "…одни переносят на стены русских храмов гравюры Доре, другие предпочитают Шнорра, встречаются заимствования из Библии Пискатора; иные пишут в академическом стиле по личному домыслу и соображению с натуры" [14, с. 267].
Среди исследованных автором этих строк слобожанских икон и монументальных росписей середины ХІХ - начала ХХ в., написанных по мотивам гравюр, подавляющее их большинство следует Библии Ю. Шнорра и, наиболее полный цикл сакральных стенописей, следующих его гравюрам, представлен в храме Рождества Христова в с. Уланок.
Автор росписи в некоторых случаях прибегал к упрощению композиции путем исключения некоторых персонажей или, вводя дополнительные символы и фигуры, усиливал напряжение сюжета. В росписи "Поклонение волхвов" (ил. 1) автор повторяет композиционную схему Ю. Шнорра (ил. 2), однако исключает всех второстепенных персонажей. Наибольшие изменения автор вносит в изображение Богородицы с Младенцем. Вместо сидящей на земле Богоматери, которая смотрит на Младенца, автор росписи изобразил Богородицу близкой к иконографическому типу "Панахранта". Богоматерь сидит на возвышении, держа прямо перед собой Богомладенца. При реставрации росписи было обнаружено, что автор стенописи неоднократно переписывал изображение Богородицы. Так, исходя из фактуры красочного слоя видно, что первоначальное изображение Богоматери было близко к образцу, однако, впоследствии, автор придает изображению Богородицы иконичные черты. Младенец изображен с недетской осанкой, благословляющий волхвов правой рукой. Если у Ю. Шнорра волхвы подходят к Спасителю с видом умильного поклонения, то автор стенописи изображает их как кланяющихся царю. Эллипсовидный нимб над головой Богородицы заменен в росписи на сияние. Нимб над головой св. Иосифа сохранен, согласно гравюре Ю. Шнорра, эллипсовидным.
В росписи "Избиение младенцев", драматизм происходящего усилен путем изменения характеристик изображенных персонажей. Центральные фигуры второго плана - плачущая женщина и утешающий ее мужчина - изменены. Фигура женщины полностью исключена из композиции росписи, а фигура утешителя перевоплощается в жестокого воина, который занес меч над младенцем. Во время реставрации росписи, из-за потери укрывистости свинцовых белил, была обнаружена первоначальная композиция этого фрагмента, которая полностью следует гравюре Ю. Шнорра. Изменена также фигура женщины, помещенная у правого края композиции. Вместо плачущей матери изображен солдат, собирающийся убить ребенка.
Кроме того, автор росписей компилировал элементы гравюр, т.к. 240 гравюр, выполненных Ю. Шнорром, иллюстрировали не все сюжеты Ветхого и Нового Заветов. В росписи "Юноша, вопрошающий Господа како наследовать жизнь вечную" фигура Христа заимствована из гравюры Ю. Шнорра "Брак в Кане Галилейской". В конхе апсиды храма помещена видоизмененная композиция гравюры Ю. Шнорра "Новый Иерусалим" (Видение св. Иоанна Богослова), к которой в центре добавлено изображение Бога Отца.
Между сюжетными композициями и на столпах изображены ростовые изображения святых. На южной стене - св. Леонтий Ростовский, св. Филипп Московский (ил. 7, 8), св. Димитрий Ростовский. На северной стене - св. Митрофан Воронежский, св. Корнилий Сотник, св. Иоанн Александрийский. Изображения святых второго яруса не сохранились.
На столпах: юго-западный столп - изображение неизвестного св. царя, прп. Сергий Радонежский, неизвестный святитель, св Варвара, св. апостол и евангелист Лука; северо-западный стоп - изображение неизвестного св. царя, св. Феодор Тирон, св. апл и ев. Марк, св. пр. Анна, неизвестный святитель; юго-восточный столп - св. апл. и ев. Иоанн Богослов; свт. Никифор Константинопольский, свт. Николай Чудотворец; северо-восточный столп - св. апл. и ев. Матфей; св. Алексий Человек Божий, неизвестный святитель.
В апсиде между окнами - св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский (?). В нартексе над входом помещено изображение главной святыни храма - иконы Пресвятой Богородицы Пасовской-Цареградской, которую держат два ангела. Над Северным входом - образ Спаса Нерукотворного, над южным - икона Богородицы "Скоропослушница". Подпружные арки декорированы растительным орнаментом.
Росписи потолка и купола не сохранились, однако, по сохранившимся фрагментам, можно предположить, что на сводах потолка были изображены фигуры в рост (возможно ангелов).
Список использованных источников

  1. Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. - [Б. М.]: Свет на Востоке, 1993. - 255 с.
  2. Буслаев, Ф. Общие понятия о русской иконописи / Ф. Буслаев // Буслаев, Ф. Древнерусская литература и православное искусство. - СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института - Лига Плюс, 2001. - С 36-187. - (Основы христианского искусства).
  3. Владимирский, В. свящ. Животные в церковной живописи / свящ. В. Владимирский //О церковной живописи.-- Часть первая и вторая. - СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. - С. 226-241.
  4. Владимирский, В. свящ. Ландшафт в церковной живописи / свящ. В. Владимирский //О церковной живописи.-- Часть первая и вторая. - СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. - С. 242-266.
  5. Владимирский, В. свящ. Мир духовный / свящ. В. Владимирский // О церковной живописи.-- Часть первая и вторая. - СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. - С. 100-124.
  6. Владимирский, В. свящ. Одеяния, вооружение, мебель, утварь и некоторые другие так называемые аксессуары в церковной живописи / свящ. В. Владимирский // О церковной живописи.-- Часть первая и вторая. - СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. - С. 298-319.
  7. Владимирский, В., свящ. Богоматерь, Предтеча, Евангелисты, апостолы и прочие святые в церковной живописи / свящ. В. Владимирский //О церковной живописи.-- Часть первая и вторая. - СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. - С. 195-225.
  8. Кодин, В. А. Храмы Слобожанщины: Формирование архитектурно-художественных и градостраительных традиций / В.А. Кодин, Е.А. Ерошкина. - Х.: РИП Оригинал, 1998. - 181 с.
  9. Красилин, М. М. Росписи и надписи в Казанском соборе Тамбова (предварительная публикация) / М.М. Красилин // Русское церковное искусство нового времени. - М.: Индрик, 2004. - С. 174-183.
  10. Летопись села Уланка, Суджанского уезда / сост. священник П. Чужимов // Прибавление к Курским епархиальным ведомостям. Часть неофициальная. № 27 июль 1904. - Курск: Типография П. З. Либермана быв. Бр. Ваниных, 1904. - С. 521-528.
  11. Летопись села Уланка, Суджанского уезда / сост. священник П. Чужимов // Прибавление к Курским епархиальным ведомостям. Часть неофициальная. № 28. июль 1904. - Курск: Типография П. З. Либермана быв. Бр. Ваниных, 1904. - С. 532-540.
  12. Летопись села Уланка, Суджанского уезда / сост. священник П. Чужимов // Прибавление к Курским епархиальным ведомостям. Часть неофициальная. № 29. 17-24 июля 1904. - Курск: Типография П. З. Либермана быв. Бр. Ваниных, 1904. - С. 544-552.
  13. Летопись села Уланка, Суджанского уезда / сост. священник П. Чужимов // Прибавление к Курским епархиальным ведомостям. Часть неофициальная. № 30 июль 1904. - Курск: Типография П. З. Либермана быв. Бр. Ваниных, 1904. - С. 562-566.
  14. Покровский, Н. В. Новое церковное искусство и церковная старина / Н.В. Покровский // Богословие Образа. Икона и иконописцы / сост. А. Н. Стрижев. - М.: Паломник, 2002. - С. 263-273.
  15. Пятьдесят четыре картины из Священной истории Ветхого Завета, составленныя бывшим профессором императорской академии художеств Сапожниковым. - СПб.: Издание товарищества "Общественная польза", 1861. - 89 с.
  16. Успенский, Л. Богословие иконы православной церкви / Л. Успенский.-М.: Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат - Паломникъ, 2001. - 474с.
  17. Шулика, В. В. Гравюра как иконографический образец в иконописи Слободской Украины вт. пол. 19 нач. 20 ст. / В.В. Шулика // Наукова конференція професорсько-викладацького складу ХДАДМ за підсумками роботи у 2006-2007 н. р. - Х.: ХДАДМ, 2007. - С. 124-140.
1.Рождество Христово (Поклонение Волхвов). Роспись храма Рождества Христова в с. Уланок. Втор. пол. XIX в. фото Шулики В.В. 2.Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Поклонение Волхвов. Ксилография 1860 г. 3.Лествица Иакова. Роспись храма Рождества Христова в с. Уланок. Втор. пол. XIX в. фото Шулики В.В. 4.Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Лествица Иакова. Ксилография 1860 г. 5.Видение пророка Исаии. Роспись храма Рождества Христова в с. Уланок. Втор. пол. XIX в. фото Шулики В.В. 6.Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Видение пророка Исаии. Ксилография 1860 г. 7.Свт. Филипп митрополит Московский. Роспись храма Рождества Христова в с. Уланок. Втор. пол. XIX в. Общий вид до реставрации. Фото Шулики В.В. 8.Свт. Филипп митрополит Московский. Роспись храма Рождества Христова в с. Уланок. Втор. пол. XIX в. Общий вид после реставрации. Фото Шулики В.В.