Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы" из собрания Харьковского художественного музея

// Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XVII міжнародної наукової конференції м. Луцьк, 21-22. 10. 2010 р. - Луцьк: Волинський краєзнавчий музей, Музей волинської ікони, 2010. - С. 59-66.

Шулика В.В.


В 2003 г. собрание Харьковского художественного музея пополнилось иконой "Благовещение Пресвятой Богородицы" (ЖРУ 2968) (ил.1). Икона, имеющая размеры 90 Х 53, была подарена музею А. О. Мальцевой. К сожалению, дарительница не располагала какими-либо сведениями об истории и происхождении иконы. Следует отметить, что данное произведение сакрального искусства не экспонировалось на выставках и до настоящей публикации не находилось в научном обороте. Кроме того, икона, за исключением остатков декора и золочения нимба Богородицы, не подвергалась каким-либо поновлениям и реставрациям, что также представляет интерес. Отчасти, исследование иконы затруднено потемнением защитного покрытия и загрязнениями, которые, впрочем, позволяют достаточно объективно проанализировать изображение.
Икона некогда являлась частью столярной конструкции, о чем свидетельствуют широкие поля непокрытые левкасом. На полях имеются крепежные отверстия. Кроме того, в верхней части иконы находится отпечаток выступающего арочного завершения, по бокам от которого сохранились два треугольника неправильной формы, покрытые белой краской (поздняя запись), в центре которых сохранились отпечатки пятилепестковых розеток. К сожалению, в процессе бытования выступающие деревянные накладки были полностью утрачены.
Размер живописного изображения 56Х43,6 см. Композиционно икона разделена на две части. С левой стороны помещена фигура Богородицы в полный рост. Богородица одета в мафорий и тунику, на Ее ногах красные сапожки. Обе руки Она протягивает к арх. Гавриилу. Арх. Гавриил облачен в белый хитон, поверх которого одет красный "саккос". Обувь на ногах архангела отсутствует. Указательным пальцем правой руки архангел указывает на небо, в левой руке держит букет из трех лилий.
За спиной Богородицы помещена сень с завесой и престол, застеленный зеленой тканью, на престоле лежит открытый кодекс, который содержит текст Евангелия от Луки, написанный на старо-украинском языке "Дух святий надє на тя і сила ви(шнєго)" (Лк. 1:35) (ил. 3). (В тексте отсутствуют характерные для церковно-славянского языка сокращения, титла (Дхъ - Дух), также церковнославянская Ы заменена на И). Текст Евангелия, вероятно, являлся завершающей стадией работы над иконой, т.к. частично заходит на изображение руки Богородицы. За арх. Гавриилом изображено здание. Сень и здание образуют кулисы, между которыми в облаках изображен Бог Дух Святой в виде голубя, летящим в сторону Богородицы. Голубь и облака изображены графично - черной линией по золотому гравированному фону (ил. 4). Позем иконы решен в виде плиток розового цвета, на которых помещен декор, состоящий из чередующихся квадратов и Андреевских крестов.
Основа иконы представляет собой сосновую доску, состоящую из 2-х склеенных частей, с узкими врезными шпонками, врезанными справа налево. Шпонки высоко выступают над поверхностью доски (длина верхней шпонки 51,4 см., нижней 55,2 см. Нижняя шпонка сквозная. Ширина верхней шпонки 4 - 3 см, нижней от 4,5 - 3 см. Шпонки выступают над доской на 1,3 см.). Тыльная сторона основы обработана при помощи круглой стамески, глубокие борозды от которой, идущие вдоль волокон, хорошо читаются. Толщина доски 1,8 см. Верхний и нижний края основы имеют неровный отпил.
На тыльную сторону нанесено неавторское покрытие в виде эмалевой краски сильно разбеленного желтого цвета (ил. 6).
С лицевой стороны основы фрагментарно наклеена льняная паволоки вертикальными полосками. Ткань паволоки полотняного плетения имеет 6 нитей по основе и 4 по утку.
Красочный слой располагается на левкасе толщиной 0,5-1 мм. Небо иконы покрыто тиснением в виде листьев аканта. На небо и нимбы нанесен сусальный металл - серебряная фольга, которая затем была тонирована лаками под золото. Серебрение выполнено на полимент красно-охристого цвета. Нимб Богородицы был перезолочен (ил. 2), вероятно, одновременно с поновительским золочением ныне утраченного столярного декора, что подтверждают небольшие кусочки золота, приклеенные по периметру иконы на красочном слое.
Красочный слой, представляющий собой темперную живопись, плотный, письмо характеризуется широкими заливками локальных пятен, разделанных графикой складок, геометрическим членением пола и архитектурных деталей. Мастер использовал следующие пигменты: белила свинцовые, охра желтая, охра красная, киноварь, глауконит, азурит, лазурит, черная (вероятно угольная).
Красочный слой имеет крупносетчатый кракелюр грунтового происхождения и крышеподобные вздутия левкаса, идущие вдоль волокон основы, вызванные усушкой последней (ил. 5).
В процессе исследования, в первую очередь была предпринята работа по атрибуции иконы. Был выполнен поиск аналогичных изображений, как по иконографии, так и по характеру письма, трактовке фигур, декору и т.д. В результате исследования была выявлена группа икон, близких по образно-стилистическому решению. Это иконы, опубликованные в изданиях "Давня Українська ікона з приватних збірок" (ил. 7-12) [5, ил. 154, 158, 161-164] и "Каталог виставки давніх українських ікон із збірки І. Т. Понамарчука" (ил. 13) [14]. Кроме того, искомые иконы были обнаружены в экспозиции Ивано-Франковского краеведческого музея. Это иконы "Введение во Храм" (ил. 14), "Сретение" (ил. 15) и "Успение" (ил. 16). Данные иконы опубликованы в альбоме-каталоге "Врятовані скарби…" [4] и происходят из Калушского района Ивано-Франковской области. Датируются иконы началом XVIII века. М. Гелитович, автор вступительной статьи к альбому-каталогу характеризует эти произведения как типичный образец барочной иконы Западной Украины и произведения одной иконописной мастерской. Исследователь обращает внимание на передачу иконописцем эмоционального состояния, использование народного узнаваемого типажа при изображении апостолов (в иконе "Успение" (ил. 16)) [4, С. 14]. Кроме того, автор статьи обращает внимание, что подобные иконы хоть и встречаются как на Галичине, так и на Закарпатье, видимо, являются произведениями одного иконописного центра [4, С. 14].
Основными признаками, позволяющими отнести икону "Благовещение" из Харьковского художественного музея к вышеописанной группе, являются: кулисное решение общей композиции; характер гравированного декора неба иконы; характерный рисунок черной линией по сусальному металлу; трактовка формы фигур, складок при помощи локальных пятен с графической разделкой деталей; характер изображение позема. Кроме того, технико-технологические характеристики икон из Ивано-Франковска и Харькова практически аналогичны. При осмотре икон в экспозиции музея, правда, на основе только визуального осмотра, были сделаны выводы об аналогичности пигментов, технических приемов, толщине левкаса. К сожалению, не было возможности осмотреть тыльные стороны икон, однако, как в Харьковской, так и в Ивано-Франковских иконах аналогичен несколько небрежный характер поперечного распила досок. Столяр при изготовлении основы иконы не придал особого значения эстетической стороне верхнего и нижнего спилов, т.к. они должны были быть закрыты столярной конструкцией.
Икона "Благовещение" из Харьковского художественного музея представляет интерес по своей иконографии. Литературной основой иконографии является Евангелие от Луки (Лк. 1: 26-38). Исследуемая икона относится к типу "Благовещение с книгой", который получает широкое распространение в восточно-христианской иконописи в XVII в. В западно-христианской традиции этот тип известен с XI в. [1, 15]. Как правило в книге, которая лежит перед Богородицей, написаны ветхозаветные пророчества о Боговоплощении - книга пр. Исаии. Кроме того, Богородица изображена стоящей, смиренно выслушивающей Царское повеление, принесенное архангелом. Впервые подобное решение встречается на ампуле Монцы VI-VII в., в Украинской традиции - в мозаике Софии Киевской XI в. [15].
В исследуемой иконе отсутствуют детали, восходящие к апокрифическим источникам (Протоевангелие Иакова, Евангелие псевдо-Матфея), такие, как веретено или пряжа в руках Богородицы, так же отсутствуют второстепенные персонажи (служанки).
Икона имеет интереснейший символический строй, призванный подчеркнуть исключительное почитание Богородицы, и то, что Благовещение - это начальный момент вочеловечевания Бога. Для этого следует рассмотреть элементы второго плана, расположенные за Богородицей: сень с завесой и престол с книгой. Особое внимание заслуживает сень, которая из детали интерьера дома Богородицы, в данной иконе, превращена в деталь интерьера Ветхозаветного Храма. На иконах из Ивано-Франковского краеведческого музея, где изображен интерьер Иерусалимского Храма ("Введение во Храм" (ил. 14), "Сретение" (ил. 15)) именно такая сень-киворий с завесой символизирует вход во Святая Святых. Такой же вход во Святая Святых изображен и на иконе Благовещения из Харьковского художественного музея. Здесь прослеживается сопоставление Святая Святых Храма и Богородицы, как нового обиталища Бога, как "Святая Святых большая" (Акафист Ик. 12).
Изображение престола с Евангелием, который помещен рядом с сенью, так же продолжает тему Богородичного акафиста - "Радуйся, яко еси Царево седалище" (Акафист Ик. 1). Богородица - престол Бога. То, что на иконе изображен именно престол, а не просто пюпитр, доказывает его соседство с сенью. На иконах-аналогах (ил. 14, 15), в которых изображен интерьер Иерусалимского Храма знаковым обозначением храмового пространства является изображение именно этих элементов интерьера. Зеленое покрывало престола символизирует присутствие Бога Духа Святого. Такое же зеленое покрывало престола изображено и на иконе "Сретение" (ил. 15) из Ив-Франковского краеведческого музея, на которое старец Симеон, движимый Святым Духом как бы кладет Богомладенца.
Следует подчеркнуть, что выявленные в процессе исследования аналоги говорят об устойчивой традиции в начале XVIII в. именно такого решения заднего плана за фигурой Богородицы (ил. 12, 13).
На престоле изображен открытый кодекс (ил. 3). Оригинальность данной иконы заключается в том, что в кодексе помещен не текст книги пр. Исаии, а Евангелие от Луки (Лк. 1:35), т.е. открытая книга рассказывает о непорочном зачатии. Левой рукой Богородица указывает на книгу.
Характерной для начала - первой половины XVIII в. является и поза арх. Гавриила с поднятым вверх указательным пальцем правой руки. Традиционный благословляющий жест архангела и жест Богородицы заменены на своеобразную игру жестов. Богородица держит руку над открытым Евангелием с текстом "Дух святий надє на тя і сила ви(шнєго осенит тя)", архангел же указывает на Духа Святого, который в этот момент нисходит. Таким образом, мастер-иконописец, при помощи предельно наглядной схемы показывает момент боговоплощения. В аналогичных изображениях Благовещения (ил. 12, 13) [5, 14] Богородица показывает пальцем в открытый кодекс, что призвано демонстрировать начало боговоплощения еще более наглядно.
В XVIII в. подобный извод Благовещения встречается в центральной и восточной Украине. Примером этому может служить икона Благовещения XVIII в., происходящая с Восточной Украины (атрибуция Д. Степовика - Полтавщина) (ил. 17) [4]. Здесь присутствуют все основные атрибуты икон Благовещения подобного типа (сень, престол, Евангелие и пр.). Также сохраняется характерная поза архангела с поднятым указательным пальцем. О распространении именно такого типа изображения арх. Гавриила в центральной и восточной Украине говорит и опубликованный П. Жолтовским рисунок Киево-Лаврской иконописной школы, где изображена фигура архангела с поднятым вверх указательным пальцем (ил. 18) [8].
В иконе из Харьковского художественного музея соединены элементы как сирийской иконографии, распространенной в Украинском сакральном искусстве с XI в., где Богородица и архангел изображены стоящими друг напротив друга, так и элементы иконографии Латинской Европы, к которым относится лилия в руках арх. Гавриила и кодекс, лежащий перед Богородицей. Такое соединение иконографических традиций было характерно для иконописи Украины XVII-XVIII в. В украинском богословии этой эпохи была аналогичная ситуация, когда православный епископат, на уровне частного мнения, мог разделять некоторые латинские теологемы, такие как Непорочное зачатие Богородицы, веру в чистилище, освящение святых даров словами Христа. Яркий представитель украинского богословия эпохи барокко свт. Димитрий (Туптало) еп. Ростовский (1651-1709) описывал Благовещение следующими словами: "архангел обрел Деву не вне дома, не среди житейских попечений, но в молитве, молчании и чтении книжном упражняющуюся, якоже и иконное благовещения изображение яве показует, - изобразующи пред нею положенную и к чтению разгбенную книжецу в известие ея в чтении и богомыслии непрестанного упражнения; и есть благочестивое благомысленных разумение, яко в то время, когда име прийти к ней благовестник, размышляла о словах Исаии: се дева во чреве примет…" [15]. Этот фрагмент Четьих Миней демонстрирует именно такую практику изображения Благовещения на рубеже XVII-XVIII ст. как показано на иконе из Харьковского художественного музея.
Икону "Благовещение Пресвятой Богородицы" можно с уверенностью отнести к тому же иконописному центру, что и иконы с Калущины и датировать началом XVIII в. Данная икона является интереснейшим образцом иконографии, с насыщенным символическим строем, призванным наглядно подчеркнуть, что Благовещение - начальный момент боговоплощения.
Список использованных источников

  1. Бобров, Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. - СПб.: Аксиома - Мифрил, 1995. - С 53-121. - (Малая история культуры).
  2. Буслаев, Ф. Общие понятия о русской иконописи / Ф. Буслаев // Буслаев, Ф. Древнерусская литература и православное искусство. - СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института - Лига Плюс, 2001. - С 36-187. - (Основы христианского искусства).
  3. Волинська ікона XVI-XVIII ст.: каталог та альбом / ред. С. Кот. - К.-- Луцьк: Спадщина, 1998. - 102 с.
  4. Врятовані скарби: каталог реставрованих ікон XVII - XX ст. з колекції Івано-франківського краєзнавчого музею. - Л.: Манускрипт-Львів, 2009. - 128 с.
  5. Давня Українська ікона з приватних збірок / авт. вступ. ст. О. Сидор. - К.: Родовід, 2003. - 334 с.
  6. Данилова, И. Е. О византийской иконе XIV века "Благовещение" из ГМИИ им. А. С. Пушкина (опыт интерпретации) / И. Е. Данилова // Античность. Средние Века. Новое время: Проблемы искусства. - М.: Наука, 1977. - С. 39 - 47.
  7. Евсеева, Л. М. Афонская книга образцов XV в. / Л.М. Евсеева. - М.: Индрик, 1998. - 381 с.
  8. Жолтовський, П. М. Малюнки Києво-Лаврської іконописної майстерні / П.М. Жолтовський. - К.: Наукова думка, 1982. - 286 с.
  9. Жолтовський, П. М. Український живопис XVII - XVIII ст. / П.М. Жолтовський. - К.: Наукова думка, 1978. - 327 с.
  10. Жуковський, А. Петро Могила й питання єдності церков /А. Жуковський. - К.: Мистецтво, 1997. - 303 с.
  11. Кено М. Воскресение и икона / М. Кено. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье - Общество любителей церковной истории, 2001. - 280 с.
  12. Креховецький, Я. Богослов'я та духовність ікони / Я. Креховецький. - Л.: Свічадо, 2005. - 196 с.
  13. Овсійчук, В. Оповідь про ікону / В. Овсійчук, Д. Крвавич. - Л.: Інститут народознавства НАН України, 2000. - 396 с.
  14. Pater Noster. Каталог виставки давніх українських ікон із збірки І. Т. Понамарчука /автор-упорядник Д. Степовик. - К.: [Б.В.], 2003. - С. 28.
  15. Покровский, Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских / Н.В. Покровский. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 564 с.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Д. т. Нач. XVIII в. ХХМ Благовещение Пресвятой Богородицы. Д. т. Нач. XVIII в. ХХМ. Фрагмент. Благовещение Пресвятой Богородицы. Д. т. Нач. XVIII в. ХХМ. Фрагмент. Благовещение Пресвятой Богородицы. Д. т. Нач. XVIII в. ХХМ. Фрагмент. Благовещение Пресвятой Богородицы. Д. т. Нач. XVIII в. ХХМ. Фрагмент. Благовещение Пресвятой Богородицы. Тыльная сторона основы. нач. XVIII в. ХХМ. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Д. т. П. п. XVIII в. происходит из Закарпатья. Частное собрание. Успение Пресвятой Богородицы. Д. т. П. п. XVIII в. происходит из Закарпатья. Частное собрание. Вход в Иерусалим. Д. т. П. п. XVIII в. происходит с Галичины. Частное собрание. Сошествие Св. Духа. Д. т. П. п. XVIII в. происходит с Галичины. Частное собрание. Успение Пресвятой Богородицы. Д. т. П. п. XVIII в. происходит с Галичины. Частное собрание. Благовещение Пресвятой Богородицы. Д. т. П. п. XVIII в. происходит с Галичины. Частное собрание. Благовещение Пресвятой Богородицы. Д. т. П. п. XVIII в. происходит с Волыни (атрибуция Д. Степовика). Собрание И. Понамарчука. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Д. т. Нач. XVIII в. Происходит с калушского района Ив-Франковской обл. Ив-Франковский краеведческий музей. Сретение. Д. т. Нач. XVIII в. Происходит с калушского района Ив-Франковской обл. Ив-Франковский краеведческий музей. Успение Пресвятой Богородицы. Д. т. Нач. XVIII в. Происходит с калушского района Ив-Франковской обл. Ив-Франковский краеведческий музей. Благовещение Пресвятой Богородицы. Д. т. П. п. XVIII в. Восточная Украина. Собрание И. Понамарчука. Ангел. Рисунок Киево-Лаврской иконописной мастерской. П. п. XVIII в.