Консервация иконы "Успение Пресвятой Богородицы"

// Пам`яткознавчі погляди молодих вчених ХХІ ст. Збірка наукових статей з пам`яткоохоронної роботи.
Вип. 1. - Х.: Курсор, 2010. - С. 262-266.

Шулика В.В. Фомин И.А.


На кафедру реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств, для прохождения консервационных работ поступила икона "Успение Пресвятой Богородицы". Данная икона, относящаяся предположительно к Борисовской школе иконописи, представляет собой оригинальную иконографическую трактовку сюжета.
Иконография "Успения" сложилось целиком на основе апокрифических текстов. Главным из них является "Слово Иоанна Богослова на Успение Богоматери". Предания о жизни Богородицы основываются на свидетельствах Дионисия Ареопагита (ум. 96 г.н.э.) и Игнатия Богоносца (ум. 107 г. н.э. ) [1, 7].
Композиционным центром иконы является одр с телом Богородицы, вокруг которого расположены фигуры апостолов. Апостолы изображены в достаточно вольных позах, некоторые из них пребывают в молитве, другие разговаривают между собой. Иконографически идентифицировать личности апостолов представляется достаточно сложно, т.к. иконописец не следовал традиции изображения цветов облачений, а состояние сохранности ликов не позволяет внести какие либо уточнения. С известной долей вероятности можно идентифицировать изображения апостолов первого плана: слева от одра, с кадилом (?) в руках изображен св. апл. Андрей, о чем говорит длинные волосы и борода. Подобный вид мог иметь также св. ев. Матфей, однако он скорее изображен с кодексом на втором плане. Согласно иконографическому канону изображения Успения, который в своей классической форме складывается к XIV в. [1], на месте апл. Андрея должен был быть изображен апл. Петр, однако его изображение иконописец перенес на второй план, поместив рядом со св. ев. Матфеем. Справа то одра Богородицы, помещен св. апл. и ев. Иоанн Богослов. В пользу этого утверждения говорит длинная седая остроконечная борода и открытый кодекс в руках. Перед одром преклонил колено св. апл. Павел. Его легко идентифицировать по цвету одежд и черной длинной бороде.
В верхнем правом углу иконы изображен Христос держащий в руках душу Богородицы. Фигура Христа, которая в канонической иконографии является центром композиции, в исследуемой иконе заняла второстепенное положение, сконцентрировав внимание зрителя на видимой части происходящего.
Икона решена в зеленовато-оливковой цветовой гамме. Смелые красные пятна одежд некоторых апостолов не диссонируют с окружением, внося декоративное начало в изображение. Ритмически пятна красного условно образуют ореол вокруг фигуры Богородицы, приковывая взгляд зрителя к центру композиции.
Икона написана масляными красками на деревянной доске. Порода древесины из которой состоит основа принадлежит к фруктовой породе дерева (предположительно груша) о чём свидетельствует характерная плотность и мелкозернистость волокон.
Несмотря на то, что красочный слой имеет удовлетворительную связь с грунтом и физическую сохранность, кракелюр отсутствует, а на доске не обнаружено следов мицелий и последствий жизни-деятельности жука точильщика, состояние данной иконы можно определить как крайне не удовлетворительное. Очевидно, что данная икона неоднократно подвергалась умышленному вандализму, о чём свидетельствует расколы основы появившиеся вследствие механического воздействия. Икона расколота по волокнам (вертикально) на три части. Места двух расколотых частей соединены синтетическим клеем, что является следствием не компетентной реставрации. Третья часть основы была отделена от основного щита иконной доски.
Лики всех изображенных персонажей, кроме образа св. ап. Павла и св. апл. Андрея на переднем плане были выжжены раскалённым круглым предметом, предположительно монетой, что в дальнейшем исследовании предстоит уточнить. После проведения химанализа выжженных участков, было выяснено, что кроме углерода на них не осталось ни следов лаковой плёнки, ни частиц красочного слоя.
Так же обнаружены многочисленные механические повреждения в виде царапин, вмятин и трещин. По краям иконы находилось множество гвоздей, затёки лака, образовавшиеся вероятно в время лакирования киота, который обрамлял икону.
Состояние иконы требовало срочного вмешательства реставратора. На реставрационном совете кафедры, был определен ход консервационных работ. Следует заметить, что современное понимание консервационных процессов, которое было сформулировано в Брюсселе в 1993 г. Европейской Конфедерацией Организаций Консерваторов-реставраторов [3], определяет задачи консервации следующим образом:
а) Профилактическая консервация: состоит из косвенных воздействия, направленного на замедление и предотвращение порчи объекта путем создания условий, оптимальных для сохранения культурной ценности и совместимых с пользованием этим объектом. Профилактическая консервация подразумевает правильное обращение и пользование, транспортировку, хранение и экспонирование.
б) Восстановительная (коррективная) консервация: состоит, в основном, из прямого воздействия на культурную ценность, направленного на замедление дальнейшего ухудшения состояния объекта [3].
Кроме того: Статья 8 Этического кодекса консерватора-реставратора предполагает, что: Консерватор-реставратор должен до начала работ продумать все аспекты профилактической консервации и ограничиться только самыми необходимыми воздействиями [3].
Следуя европейской практике были предложены следующие мероприятия:

  1. Укрепить красочный слой.
  2. Удалить корродированные гвозди по периметру иконного изображения. В процессе деструкции гвозди обрастая окислами могли негативно воздействовать на состояние сохранности основы.
  3. Трещины и утраты основы решено было восполнить во избежание попадания в них спор мицелий и микроорганизмов, которые могут вызвать деструкцию основы.
  4. Удалить синтетический клей с места склейки расколотых частей основы иконы. Синтетический клей не отвечает одному из главных условий подбора реставрационных материалов - обратимости. В процессе дальнейшего бытования синтетический клей мог вызвать дополнительные напряжения основы, что могло привести к деструкции последней. Статья 15 Этического кодекса консерватора-реставратора определяет следующее: Консерватор-реставратор не должен удалять материал с культурной ценности за исключением тех случаев, когда это необходимо для ее консервации и когда материал существенно снижает историческую и эстетическую ценность предмета. Удаленные материалы должны быть по возможности сохранены, а процедура удаления подробно запротоколирована [3].
  5. Монтаж фрагментов основы в единый щит был осуществлен при помощи столярного клея. Особое внимание было обращено на совпадение линий рисунка в соединенных фрагментах, т.к. из-за длительного хранения отделенный друг от друга фрагментов иконы части деревянной основы по разному деформировались.
  6. После завершения консервации планируется дальнейшие реставрационные мероприятия, которые включают в себя работу с лаковой плёнкой, реставрационным грунтом и красочным слоем.
После проведения консервационных работ были остановлены деструктивные процессы. Икона была подготовлена к дальнейшим реставрационным мероприятиям.
Список использованных источников
  1. Бобров, Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. - СПб.: Аксиома - Мифрил, 1995. - С 53-121. - (Малая история культуры).
  2. Буслаев, Ф. Общие понятия о русской иконописи / Ф. Буслаев // Буслаев, Ф. Древнерусская литература и православное искусство. - СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института - Лига Плюс, 2001. - С 36-187. - (Основы христианского искусства).
  3. Европейская Конфедерация Организаций Консерваторов-реставраторов (Е.С.С.О. - Е.К.О.К.) Консерватор-реставратор: Профессия / http://art-con.ru/node/
  4. Евсеева, Л. М. Афонская книга образцов XV в. / Л.М. Евсеева. - М.: Индрик, 1998. - 381 с.
  5. Креховецький, Я. Богослов'я та духовність ікони / Я. Креховецький. - Л.: Свічадо, 2005. - 196 с.
  6. Овсійчук, В. Оповідь про ікону / В. Овсійчук, Д. Крвавич. - Л.: Інститут народознавства НАН України, 2000. - 396 с.
  7. Покровский, Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских / Н.В. Покровский. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 564 с.
икона Успение Пресвятой Богородицы. Слобожанщина. IIпол.19 в. икона Успение Пресвятой Богородицы. Слобожанщина. IIпол.19 в. фрагмент