Чтимые иконы Слободской Украины середины XIX - начала ХХ в. Происхождение, распространение, списки

// Пам`яткознавчі погляди молодих вчених ХХІ ст. Збірка наукових статей з пам`яткоохоронної роботи.
Вип. 1. - Х.: Курсор, 2010. - С. 288-295.

Шулика В. В.


Почитаемые иконы Слобожанщины до настоящего времени не становились предметом отдельного научного исследования. Однако, с середины ХІХ до начала ХХ в., был накоплен большой фактологический материал, который включает в себя как опубликованные церковные предания о происхождении отдельных икон [4,6,8, 11,12,15,16], так и работы ученых [1-3,5,10,13,17-20]. При изучении данного вопроса автором статьи было выявлено, что существуют иконы общеслобожанского почитания, которые со временем стали почитаться во всей Российской Православной Церкви и иконы местночтимые, почитание которых условно ограничено территориями уездов. Таким образом, Слобожанщина может быть условно разделена на подрайоны с местным кругом почитаемых образов. В процессе исследования была выявлена еще одна особенность. Ряд иконных изображений, особо почитаемых в XVII-XVIII вв., в XIX в. не получают развития в своих списках, как, например, Елецкая и Лоретская иконы. Российский исследователь Б. В. Сапунов отмечал, что в середине XIX в. в Российской империи происходят значительные изменения в сюжетном составе икон, появляются новые сюжеты, а некоторые, распространенные ранее, постепенно забываются [14].
В основу данной публикации легли как результаты литературного поиска, так и полевые исследования автора.
С переселением украинцев из Западной Украины связано распространение на Слобожанщине списков Ченстоховской иконы, самый известный из которых находился в с.Верхняя Сыроватка, принесенный, по преданию, в XVII в. из Польши [8, С.113-114]. Как сообщал Филарет (Гумилевский), список с Ченстоховской иконы старинного черкасского письма со славянским надписанием, находился и в Хорошевском монастыре под Харьковом [18, С.45]. Вместе с Ченстоховским образом в XVII в. на Слобожанщину проникают и иконы близкие к нему, самым известным из которых является Озерянский образ Пресвятой Богородицы, явленный в с. Озеряны недалеко от Мерефы. Согласно преданию, Озерянский образ был перевезен в XVI ст. из Западной Украины, а затем обретен во второй половине XVII в. Древние иконы, близкие по иконографии к Озерянскому образу, находились в Троицком соборе г. Сум, в Николаевском храме с. Замостье близ Змиева, в Воскресенской церкви г. Лебедина [3, С. 176].
Не менее легендарным образом, украинского происхождения, который некогда находился в харьковском Свято-Успенском соборе, являлась Елецкая икона Пресвятой Богородицы. Предание о Елецком образе существовало в нескольких вариантах. Как сообщал Г. Квитка, икона была привезена в Харьков для освящения Успенского собора в XVII в. черниговским архиепископом. Из-за боязни, что икона может быть похищена татарами, черниговцы оставили икону в Харькове [9]. Таким образом, Г. Квитка придерживается версии, что в Успенском соборе находился оригинал Елецкой иконы. Однако из описания иконы, сделанного Е. Рединым [13], видно, что эта икона изображает явление Елецкой иконы и являлась списком с нее, сделанным в XVII в. Это же утверждал и прот. Т. Буткевич, указывая, что икона была подарена Успенскому собору в 1687 г. князем Д. Барятинским [5, С. 56].
Вероятно, привезенными из Правобережной Украины были списки Лоретской иконы. До настоящего времени распространение Лоретского образа на Слободской Украине не было исследовано, за исключением публикации Е. К. Редина в альбоме XII археологического съезда иконы 1805 г. [1]. На основе выявленного материала, было выяснено, что Лоретская икона Богородицы, получившая наибольшее распространение на Слобожанщине в конце XVIII - начале XIX ст. известна в двух разновидностях: с изображением правой руки Богородицы и без нее. Первый вариант получил распространение в Суджанском уезде (Пряжевская икона [4, С.270]). Второй вариант Лоретского образа (без изображения руки) был широко распространен на большей части Слобожанщины. Неслучайно Е. Поселянин, описывая Лоретскую икону в качестве единственного примера, отсылает читателя в с. Песочин под Харьковом, где хранился чтимый список Лоретского образа [12, С. 351]. В результате проведенного исследования было выявлено, что данная иконография, не получившая широкого распространения в Российской Православной Церкви, была широко распространена на Слобожанщине.
Еще одним образом, иконографически восходящим к западному прототипу, является Ахтырская икона Пресвятой Богородицы, обретенная в 1739 г. Почитание Ахтырского образа на Слобожанщине и прилегающих к ней территорим было отмечено как дореволюционными, так и советскими исследователями [2,7,10,18-20]. Икона известна во множестве списков как на Слобожанщине, так и за ее пределами. Почитаемые списки Ахтырской иконы находились в Архангельской церкви Харькова, в с. Знаменское, Мижирич [19, С.128], Рублевка [19, С.42], Уланок, Большая Даниловка. Одной из особенностей Ахтырского образа является непокрытая голова Богородицы.
На Слобожанщине известна еще одна икона Богородицы, где Ее глава непокрыта. Это икона Пасовская-Цареградская, распространенная в Суджанском районе современной Курской области. Проникновение этих двух икон на территорию Слободской Украины, вероятно, проходило через земли Румынии. Образцы румынской иконописи свидетельствуют о распространенности аналогичных композиций.
Пасовская-Цареградская икона Пресвятой Богородицы, которая является репликой "Мадонны из Пассау" Л. Кранаха, вероятно, была перенесена с Западной Украины в XVII в. монахами Суджанского Иоанно-Предтеченского монастыря. После упразднения обители в начале XIX ст. икона была перенесена в г. Суджу, где о ней встречаются первые письменные свидетельства [17]. Автором исследования установлено, что списком Суджанского образа является чудотворная Пасовская-Цареградская икона в с. Уланок. Множество списков с этих чтимых икон распространились по храмам северной части Слободской Украины.
Еще одна икона, привезенная из-за Днепра - Руденская икона Пресвятой Богородицы. Особо чтимые Руденские иконы находились в с. Алешня и в с. Алексеевское. Икона в с. Алешня была перенесена из Браилова священником Петром Андреевым около 1692 г., а об иконе в. с Алексеевское преосвященный Филарет (Гумилевский) сообщает, что она была "весьма древнего письма" [19, С. 121-252]. Сама же Руденская икона была явлена в местечке Рудне Могилевской епархии в 1687 г., а в 1689 г. была перенесена в Киев [8, С. 343].
Выходцами из Московского царства на Слободскую Украину в XVII в. была перенесена Казанская икона Богородицы. Согласно преданию одним из первых прославленных списков Казанской иконы на Слобожанщине была Каплуновская икона, принесенная в с. Каплуновку близ г.Краснокутска московскими иконописцами [8, С. 215]. Отличительной особенностью Каплуновской-Казанской иконы является изображение на голове Богородицы большой закрытой короны, усыпанной жемчугами. О происхождении других почитаемых списков Казанской иконы на Слобожанщине предания умалчивают. О появлении Казанской-Мурафской иконы сведений не сохранилось, а Казанская-Высочиновская икона была чудесным образом найдена недалеко от г.Змиева. Казанская-Высочиновская икона также представляет собой изображение коронованной Богородицы с Младенцем, только корона, в отличие от Каплуновского образа, открытая, со стрельчатыми зубцами [8, С.223]. Местночтимые Казанские иконы находились в Успенском соборе Харькова, в с. Чупеховке, Ворожбе (Лебединской), Шелудковке, Гинеевке, Константиновке, в Крестовоздвиженском соборе г.Изюма в Успенском храме г.Суджа [19, С. 123, 223, 224, 296]. В храме Рождества Богородицы (Каплуновской церкви) Харькова находился список Казанской-Каплуновской иконы [2, С.868].
В 1754 г. свт. Иоасафом в г.Изюме была обретена Песчанская икона Богородицы. В сер. XIX в. икона была ошибочно названа пр. Филаретом Казанской [19, С.296]. В результате проведенного иконографического анализа установлено, что Песчанская икона по иконографическим признакам близка к Святогорской иконе Пресвятой Богородицы (из Святогорского монастыря). Ошибка, допущенная пр. Филаретом, стала повторяться в последующих церковных изданиях [8]. Путаница, закравшаяся в название иконы, связана с совпадением дней празднования Казанской и Песчанской икон.
Из Гетманщины на Слободскую Украину иконы переносились и в XVIII ст. Об этом свидетельствует предание об иконе Богородицы "Всех Скорбящих радость" из Свято-Троицкого Ахтырского монастыря (ныне находится в Свято-Покровском соборе г. Ахтырка). Эта икона была принесена в монастырь в 1787 г. одним священником, которому во сне явились два монаха и повелели доставить икону из Киева в Ахтырский монастырь. В 1891 г. икона была признана чудотворной Священным Синодом [24]. Так же икона Богородицы "Всех скорбящих радость" находилась в храме Архангела Михаила в с. Новый Айдар [19, С. 409].
К иконам Российского происхождения, получившим распространение на Слобожанщине, относится Курский-Коренной образ. Список иконы был подарен Курскими купцами в 1780 г. Сумскому Преображенскому собору. Еще одна Курская икона почиталась в с. Хрущева Никитовка после избавления села от холеры в 1848 г. [19, С. 51, 26].
В начале XVIII в. в с. Кочеток была обретена Владимирская икона [11, С. 538]. В с. Мартовая находилась чтимая Владимирская икона, перенесенная из упраздненного Аркадиевского монастыря [18, С. 274].
Чудотворная Смоленская икона Божьей Матери была найдена на пепелище сгоревшей старой Дмитриевской церкви в Харькове [2, С. 868]. Обретенный в целости образ Богородицы стал почитаться на Слобожанщине.
Корсунская икона Пресвятой Богородицы была прославленна чудотворениями в с. Шпилевка [20, С.86]. Также чтимая Корсунская икона находилась в Иоанно-Предтеченском храме сл. Основа [18, С.168].
В Борисовском женском монастыре почиталась Тихвинская икона Богородицы, подаренная монастырю гр. Б. Шереметевым. Почитаемая Тихвинская икона так же находилась в Николаевском храме с. Циркуны [18, С.187].
В с. Малыжино в Успенском храме находилась почитаемая икона Богородицы "Взыскание погибших", найденная в поле в 1770 г. [19, С. 29; 10, С. 65].
В г. Славянске в Троицком храме находилась чудотворная икона Неопалимой Купины. Икона прославилась в 1822 г., когда г. Славянск был избавлен от пожаров [19, С. 329].
В с. Большая Писаревка находилась чудотворная икона Богородицы Михайловская [18, С. 12].
В 1887 г. прославился чудесами кровоточивый образ Спаса в с. Малая Чернетчина (бывший Сумской монастырь) [22, С. 187].
Во второй половине XIX в. на Слобожанщине распространяются списки Афонских чудотворных икон, написанных преимущественно в мастерской монастыря св. Пантелеймона на Св. Горе. Из икон Афонского происхождения на Слобожанщине наибольшее распространение получил Иверский образ Пресвятой Богородицы (списки находились в Благовещенском храме г.Харькова [2, С.864], в Успенском храме г.Лебедина (пр. Филарет отмечал древность Лебединской иконы), в с. Нижний Бурлук (с 1780), в сл. Шиповатая, в с. Белый Колодезь [19, С. 273-281]. Перенесенные Афонские иконы выявлены в Усекновенском храме Харькова, в Введенском храме г.Изюма, в Свято-Троицком храме пос. Покотиловка Харьковского района (икона происходит из Хорошевского монастыря). Икона "Достойно Есть" в Свято-Троицком Ахтырском монастыре была специально написана монахами-святогорцами для ахтырских монахов, о чем свидетельствует надпись на иконе, выявленная в процессе реставрационных работ, проведенных автором данного исследования.
Из икон Богородичных праздников наибольшее почитание на Слобожанщине получили "Успение" и "Покров". В пользу этого утверждения свидетельствует и наибольшее количество храмов, посвященных этим праздникам и традиции казацкого благочестия. Чтимые иконы Успения находились в храмах с. Мижирич (с 1849) [19, С.28], Хрущева Никитовка [18, С.106], г.Богодухова (с 1759 г.), в с.Верхняя Сыроватка (1840), Чепель [19, С. 10, 82, 325], в Сумском Успенском монастыре [18, С.80]. Почитаемые иконы Покрова Пресвятой Богородицы находились в Рождественском храме Харькова [2, С. 867], в с. Терны [18, С.160].
Судя по составу чтимых Слобожанских икон с изображениями святых, наиболее почитаемыми святыми были свв. Николай и Параскева. Древние почитаемые образы св. Николая находились в с. Циркуны, Хрущева Никитовка, Боромля (1680), в г.Богодухове [18, С. 187, 106, 10, 302], в с.Большая Писаревка, Мурафа, Бобрик, Юнаковка (конца XVIIв., прославилась особыми чудотворениями), в с.Михайловка, Шелудковка (1810), Марковка [19, С. 12, 20, 83, 88, 133, 223, 420], в Харькове (в Мироносицком [18, С. 868], Николаевском [18, С. 867], Рождественском и Благовещенском храмах, Успенском соборе (1841) г.Харькова [2, С.862-867; 5, С. 57-58]), в Святогорском Свято-Успенском монастыре.
Особый интерес представляет географические границы почитания тех или иных слобожанских икон. В результате анализа литературных источников и полевых исследований установлено, что среди перечисленных икон, в сер. XIX - нач. ХХ в. общеслобожанское почитание имели Ченстоховский, Озерянский и Ахтырский образы, списки которых обнаружены по всей Слободской Украине, а также в соседних регионах. Напротив, изображения Лоретской и Елецкой икон в это время не получили распространения.
Списки Лоретской иконы конца XVIII - нач. XIX в. были выявлены в северной части Слободской Украины, не южнее Харькова и Чугуева, что может косвенно свидетельствовать о локальности почитания этой иконы. Во второй половине XIX - нач. ХХ вв. почитание Лоретского образа снижается. До настоящего времени не найдено ни одного списка, принадлежащего этому времени.
Напротив, Пряжевская икона, которая, как и Лоретский образ, восходят к одному протографу (скульптура Богородицы в г. Лоретто в Италии [23]), была почитаема и в нач. ХХ в. Почитание Пряжевской иконы носило локальный характер (в северных районах Сумского уезда Харьковской губ. и Суджанского уезда Курской губ. выявлены списки вт. половины XIX и нач. ХХ в.).
Икона Пасовская-Цареградская также почиталась локально, в тех же районах, что и Пряжевская. Большое количество списков XVIII-ХХ вв. говорит о неослабевающем почитании этого образа.
В северных районах Слобожанщины почитался образ Спаса из Малой Чернетчины. Списки этого чудотворного образа выявлены от г. Ахтырки до г. Суджи.
Списков Руденского образа, датируемых вт. пол. XIX - нач. ХХ вв. не выявлено. Напротив, широкое распространение на Слободской Украине получили Казанские иконы. Автором исследования выявлены как списки Каплуновской иконы, так и списки классической Казанской иконы Богородицы. Наибольшее количество списков Казанской-Каплуновской иконы обнаружено в бывшем Ахтырском уезде Харьковской губернии.
В окрестностях г. Чугуева получили распространение списки Владимирской чудотворной иконы из с. Кочеток. Изображения этого образа обнаружены автором исследования в различных вариантах, и как самостоятельные иконы, и как части семейных икон.
На всей территории Слободской Украины выявлены списки Смоленской, Тихвинской, Корсунской иконы, иконы "Взыскание погибших" и "Всех скорбящих радость", "Неопалимой Купины".
Список литературы

  1. Альбом выставки двенадцатого археологического съезда в Харькове 1902 г. /с предисловием и объяснением Е. К. Редина. - Х., 1902. - 57 с.
  2. Багалей, Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905): ист. монография / Д.И. Багалей, Д. П. Миллер.-в 2-х т. - препринт. изд. - Х.: 1993. - Т.1.-572 с.
  3. Багалій, Д. І. Історія Слобідської України / Д.І. Багалій. - Х.: Дельта, 1993. - 255 с.
  4. Белогорская-Николаевская пустынь и ея святыни. - Курск: Епархиальная типография, 1912. - 23с.
  5. Буткевич, Т. И. прот. Историко-статистическое описание Харьковского Кафедрального Успенского собора / протоиерей Т.И. Буткевич. - Х.: Харьковский частный музей городской усадьбы, 2006. - 368 с.
  6. Жилинская, Е. Святогорская успенская общежительная пустинь / Е. Жилинская. - Одесса: Типография Е. И. Фесенко, 1902. - 103 с.
  7. Жолтовський, П. М. Український живопис XVII - XVIII ст. / П.М. Жолтовський. - К.: Наукова думка, 1978. - 327 с.
  8. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон / сост. С. Снессорева. - Ярославль: Верхняя Волга, 2001. - 460с.
  9. Квитка Г. Ф. Харьков и уездные города / Г.Ф. Квитка. - Х.: Мачулин, 2005. - 192 с.
  10. Лукомский, Г. К. Старинные усадьбы Харьковской губернии / Г.К. Лукомский. - Петроград: [Б. И.], 1917. - 103 с.
  11. Поселянин, Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. Книга 2 / Е. Поселянин. - Краматорск: Тираж-51, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2006. - 703 с.
  12. Поселянин, Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. Книга 1 / Е. Поселянин. - Краматорск: Тираж-51, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2006. - 667 с.
  13. Редин, Е. К. Церкви Харькова / Е.К. Редин // Сборник статей, материалов и документов посвященных 140-летию со дня рождения Е. К. Редина. - Х.: Райдер, 2003. - С. 13 - 49.
  14. Сапунов, Б. И. Некоторые сюжеты русской иконописи и их трактовка в пореформенное время / Б.И. Сапунов // Культура и искусство России XIX века: новые материалы и исследования. - Л.: Искусство, 1985. - С. 141 - 149.
  15. Святогорская общежительная Успенская пустынь. - Святогорская пустынь: 1994. - 132 с. - ил. - Репринт. - М.: Типография Бахметева на Малой Дмитровке, 1868.
  16. Сказание о Песчанской чудотворной иконе Богоматери, находящейся в Вознесенском храме слободы Песок, близ г. Изюма Харьковской губернии / сост. А. А. Н. - Х.: типография К. П. Счасни, 1881. - 39 с.
  17. Терлецкий, А. И. Историческия заметки о городе Судже и его уезде / А.И. Терлецкий. - Курск: Типография губернского правления, 1894. - 144 с.
  18. Филарет (Гумилевский), арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии / архиепископ Филарет (Гумилевский).-в 3-х т. - Х.: Райдер, 2004. - Т.1.-- 328 с.
  19. Филарет (Гумилевский), арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии / архиепископ Филарет (Гумилевский).-В 3-х т.-Х.: Факт, 2005. - Т.2.-432 с.
  20. Филарет (Гумилевский), арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии / архиепископ Филарет (Гумилевский).-В 3-х т.-Х.: ХЧМГУ, САГА, 2006. - Т.3.-- 364 с.
  21. Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси на земле Украинской просиявшие.-В трех ч. - К.: СПГУ, 2004. - Ч.1.-224 с.
  22. Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси на земле Украинской просиявшие.-В трех частях. - К.: [Б. И.], 2005. - Ч.ІІ. - 264 с.
  23. Чудотворный образ: иконы Богоматери в Третьяковской галерее / авт.-сост. А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. - М.: Радуница, 2001. - 96 с.
  24. Шульженко, Н. Н. Святыни Сумской епархии / Н.Н. Шульженко // Православна Сумщина, Суми: Сумское епархиальное управление, 2002. - №3 (33).- жовтень.-С. 26-27.