Поясные иконы св. Николая Чудотворца на Слобожанщине

// Культурна спадщина Слобожанщини, вип. 23. - Х.: Курсор, 2010. - С. 154-160.

Шулика В. В.

Впервые Слобожанские иконы св. Николая попали в поле зрения исследователей в 1902 г., во время XII археологического съезда в Харькове, когда Е. К. Редин в "Альбоме выставки…" описал и опубликовал ряд фотографий икон св. Николая, обнаруженных на Слобожанщине [1].
В настоящее время в "николаеведении" накоплен значительный научный материал. В российской науке это, в первую очередь, работы Э. Смирновой [14-16], И. Шалиной [22], А. Бугаевского [5, 10]; в украинской В. Жишковича [11], М. Гелитович [8], Н. Верещагиной [7].
В 2004 г. Одесская исследовательница Н. В. Верещагина, рассматривая икону св. Николая Мокрого, упомянула Слобожанскую икону св. Николая с житием из Лебедина 1680-1685 гг. (НХМУ), в тринадцатом клейме которой показана сцена "чуда о детище"[7]. В 2008 г. была опубликована диссертация Т. Паньок [13], в которой рассматриваются и иконы св. Николая. Автор анализирует и вышеупомянутую икону из Лебедина, отмечая близость декора фона к декору книг лаврской типографии. Тринадцатое клеймо иконы Т. Паньок ошибочно именует "Николай спасает тонущий корабль" [13].
Скудность сведений и отсутствие серьезных исследований по иконографии св. Николая на Слобожанщине, побудило автора данной работы сделать и свой вклад в николаеведение, дополнив его слобожанским материалом.
Слобожанские иконы св. Николая Чудотворца на Слобожанщине встречаются нескольких видов - это поясные и ростовые иконы, а также иконы, иллюстрирующие деяния святителя. Наиболее широко на Слобожанщине представлены поясные иконы. Древнейшая из известных слобожанских икон святителя является Лебединская икона 1680-1685 гг., происходящая из Михайловского Лебединского монастыря. После 1724 г. икона была вставлена в столярную конструкцию на которой были написаны клейма со сценами жития святителя [18]. Св. Николай на этой иконе изображен благословляющим правой рукой и с закрытым Евангелием в левой руке. На святителе одета голубая фелонь, белый омофор, голова святителя непокрыта. В верхних углах иконы помещены поясные изображения Спасителя с Евангелием и Богородицы с омофором. Данная икона, несмотря на неоднократные публикации и упоминания на страницах научных изданий [7, 13, 18], не получала определенной иконографической трактовки.
Определим источник ее иконографии. Древнейшей украинской иконой св. Николая является чудотворная киевская икона, находящаяся до 1943 г. в Софийском соборе, известная как "Никола Мокрый". Икона прославилась чудотворениями в конце XI в. (1089 г.) и стала протографом для ряда киевских и новгородских икон. К моменту первой научной реставрации этого памятника 1882 г., проделанной проф. А.В. Праховым [11, C. 541], икона была покрыта многочисленными наслоениями. Согласно свидетельству Н. Кондакова после работы А.Прахова икона все еще нуждалась в расчистке [7, C. 406-407]. Полное раскрытие иконы было выполнено в 20-е гг. ХХ в. реставраторами Всеукраинского музейного городка. Н. Кондаков датировал икону XV в., специалисты музейного городка - XIV в. [7, С. 407], а П. Жолтовский - XVI в. [12, С. 24]. Икона св. Николая "Мокрого" представляет поясное изображение благословляющего святителя с закрытым Евангелием. Голова святителя непокрыта. На святителе одета зеленая (согласно П. Жолтовскому - голубая [12, С. 24]) фелонь. В верхних углах иконы помещены поясные изображения Спасителя и Богородицы.
Следует отметить, что изображения св. Николая в голубой или зеленой фелони встречается не часто и исследователи иконографии св. Николая связывают такие изображения с иконой "Николы Мокрого" [7, 11]. Разногласия исследователей по поводу цвета фелони могли быть вызваны изменением внешнего вида иконы после расчисток. Этого мнения придерживается Н. Верещагина [7, С. 407]. Естественное пожелтение лаковой пленки могло изменить цветовую гамму иконы, превратив голубой цвет в зеленый.
Икона св. Николая из Лебедина по иконографии точно следует Киевскому протографу - обнаженная голова св. Николая, голубая фелонь, закрытое Евангелие, поясные изображения Спасителя и Богородицы в верхних углах. Подтверждением данного мнения может являться и тринадцатое клеймо, изображающее "чудо о детище". Следует заметить, что Богородица и Спаситель на данной иконе изображены зеркально по отношению к протографу.
Близкой по иконографии к Лебединской иконе была икона св. Николая из Святониколаевского Белогорского Горнальского монастыря. Согласно преданию, икона была написана до 1672 г. Монахи разоренного татарами дивногорского монастыря (Острогожский полк) в 1672 г. основали Белогорский монастырь близ Мирополья (Сумской полк), перенеся в новую обитель чтимую икону. О внешнем виде иконы можно судить только по черно-белой фотографии начала ХХ в. [3]. Характер изображения нимба, цепи с крестом на груди святителя, оклада Евангелия близок Лебединской иконе, однако св. Николай изображен в митре. Является ли митра частью изображения или иконным прикладом, на этот вопрос однозначно ответить трудно ввиду невысокого качества фотографии.
В XIX в. поясные иконы св. Николая претерпевают изменения. Св. Николай изображался по прежнему с закрытым Евангелием, благословляя правой рукой, однако фелонь стала изображаться красной и на голове святителя появилась митра. Кроме того, в традициях разных иконописных центров Слобожанщины Спаситель и Богородица могли либо изображаться либо нет. В иконописной традиции Чугуева изображения Богородицы и Спасителя в верхних углах как правило отсутствуют. В Борисовской традиции выявлены иконы как с "Никейским чудом" так и без него.
На первый взгляд может показаться, что данные иконы не связаны по иконографии с иконами XVII в. Однако, как не парадоксально это звучит и иконы XVII и XIX вв. имеют общий протограф.
В конце XIX в. в Украине были распространены литографические воспроизведения иконы св. Николая "Мокрого". На литографических оттисках икона святителя была изображена в окладе. Оклад с некоторыми дополнениями повторял композицию. Голова святителя оказалась увенчанной митрой, а на обложке закрытого Евангелия появился текст. Данные литографические воспроизведения использовались иконописцами в качестве образцов. В процессе исследования был выявлен список "Николы Мокрого" (Одесский художественный музей), повторяющий изображения протографа в окладе. Надпись в нижней части иконы утверждает, что перед нами точный список иконы, хотя святитель изображен здесь в митре и красной фелони.
Именно в таком иконографическом типе предстают и слобожанские иконы св. Николая, выявленные в частных коллекциях г. Харькова, в Чугуевском музее И. Репина, Северодонецком церковном музее, Харьковском художественном музее.
Следует отметить, что Слобожанские иконописцы, повторяя узнаваемую схему, достаточно вольно относились к деталям иконы. В чугуевской иконописной традиции получило распространение изображение святителя без Христа и Богородицы. В середине XIX в. встречается темно-коричневый фон икон (ЧХММ жв 54), во второй половине - бирюзовый (ЧХММ ж 55) и голубой (ЧХММ ж 276, фрагмент росписи Скорбященского храма в Чугуеве). Митра, как и фелонь, за редким исключением изображались красного цвета. Омофор светлых оттенков голубого и охристого. Оклад Евангелия декорировался слобожанскими мастерами достаточно свободно и как правило не повторялся.
В борисовской иконописной традиции встречаются голубые, серые, серо-оливковые и коричневые фоны. Святитель изображен обязательно в красной фелони, а цвет митры мог варьироваться. Встречаются красные и золотые митры. Омофор изображался либо серебристым либо наоборот темно-синим, как на одесском списке "Николы Мокрого". На некоторых борисовских иконах (частное собрание г. Харьков, ЧХММ) изображения Спасителя и Богородицы близки по своей трактовке Одесскому списку "Николы Мокрого", что подтверждает знакомство слобожанских мастеров с гравюрным воспроизведением киевской святыни.
В таком же иконографическом типе св. Николай предстает и в "иконах-целебниках", одна из которых находится в фондах ХХМ. Изображение помещено в четырех клеймах. В первом клейме изображено "Сергиево видение", во втором - икона Богородицы "Купина Неопалимая", в третьем - св. Николай Чудотворец и в четвертом - св. Пантелеймон Целитель. Согласно преданиям и народным представлениям, эта икона изображает все самое необходимое православному христианину в его жизни. На первое место поставлен идеал святой монашеской жизни ("Сергиево видение"). Здесь необходимо вспомнить об актуальности во второй половине XIX - нач. ХХ в. темы старчества. На втором месте помещена икона Неопалимой Купины (в слобожанском варианте) - заступницы от пожаров, на третьем - св. Николай - ходатай перед Богом, защитник несправедливо обиженных, заступник путешественников. В последнем клейме - св. Пантелеймон, которому молятся о быстром исцелении.
В ряде поясных икон св. Николая особняком стоят Святогорские иконы святого. Святогорская икона св. Николая была обретена в монастырских пещерах в XVII в. и утрачена после 1922 г. Известно, что до закрытия монастыря в XVIII в. в Святых горах насельники монастыря писали иконы, правда о внешнем виде этих икон можно только догадываться, т.к. неизвестно ни одной достоверно святогорской иконы. После возрождения обители в середине XIX в., иконописная мастерская, вероятно, не была восстановлена. Выявленные в процессе исследования списки иконы св. Николая (Святогорского), с характерным изображением в нижней части мелового утеса с Николаевской церковью, написаны не на территории монастыря, а, вероятно, заказаны у суздальских иконописцев, которые выполняли аналогичные заказы для Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр.
Списки повторяют образец, что доказывается четким повторением основных признаков протографа: красная фелонь, белый омофор, закрытое Евангелие, отсутствие митры, и наиболее оригинальное - ростовые изображения Богородицы и Спасителя в верхних углах иконы. Эта деталь выделяет святогорские иконы в отдельную группу. Узнаваемой деталью списков чудотворной иконы из Святогорской пустыни стало изображение места явления иконы - мелового утеса с Николаевской церковью. Если иконографически списки Святогорской иконы св. Николая следуют за протографом, то Николаевский храм изображался более чем условно.
Список литературы

  1. Альбом выставки двенадцатого археологического съезда в Харькове 1902 г. /с предисловием и объяснением Е. К. Редина. - Х., 1902. - 57 с.
  2. Белогорская-Николаевская пустынь и ея святыни. - Курск: Епархиальная типография, 1912. - 23с.
  3. Бугаевский, А. В. Новый опит составления жития святителя Николая / А.В. Бугаевский // Правило веры и образ кротости… Образ свт. Николая архиепископа Мирликийского в Византийской и Славянской агиографии, гимнографии и иконографии. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. - С. 73 - 91.
  4. Верещагина, Н.В. Чудотворный образ Николы Мокрого в восточнославянской культурной традиции / Н.В.Верещагина // Правило веры и образ кротости… Образ свт. Николая архиепископа Мирликийского в Византийской и Славянской агиографии, гимнографии и иконографии. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. - С. 403 - 412.
  5. Гелитович, М. Святий Миколай з житієм/ М. Гелитович. - Л.: Свічадо, 2008. - 152 с.
  6. Жилинская, Е. Святогорская успенская общежительная пустинь / Е. Жилинская. - Одесса: Типография Е. И. Фесенко, 1902. - 103 с.
  7. Житие святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского в новом изложении / авторы текста жития и примечаний А. В. Бугаевский и архим. Владимир (Зорин) // Правило веры и образ кротости… Образ свт. Николая архиепископа Мирликийского в Византийской и Славянской агиографии, гимнографии и иконографии. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. - С. 9 - 69.
  8. Жишкович, В. І. Святий Миколай Мирлікійський в українському іконописі ХІ - XV століть / В. І Жишкович // Українська культура: з нових досліджень. Збірник наукових статей на пошану С. П. Павлюка з нагоди його 60-ліття. - Л.: Інститут народознавства НАН України, 2007. - С. 540 - 554.
  9. Жолтовський, П. М. Український живопис XVII - XVIII ст. / П.М. Жолтовський. - К.: Наукова думка, 1978. - 327 с.
  10. Паньок, Т.В. Слобожанська ікона XVII - початку ХІХ ст./ Т.В.Паньок. - Х.: Іванова, 2008. - 280 с.
  11. Смирнова, Э. С. Культ икон св. Николая Мирликийского (соперничество Москвы и Новгорода) / Э.С. Смирнова. - http.://www.krotov.info/history /16/gaydenko/smirnova.html
  12. Смирнова, Э.С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII - начала XV века / Э.С. Смирнова. - М.: Наука, 1976. - 392 с.
  13. Смирнова, Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова / Э.С. Смирнова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. - М.: Наука, 1975. - С. 81 - 105.
  14. Український іконопис ХІІ - ХІХ ст. з колекції НХМУ: альбом / передм. А. Мельник, авт. ст. Л. Членова. - Хмельницький: Галерея, К.: Артанія Нова., 2005. - 256с.
  15. Фартусов, В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев / В.Д. Фартусов. - М.: Руській Хронографъ, 2002. - 451с. - Репринт по изд.: Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев /Сост. Императорской Санкт-Петербурской Академии художеств академик исторической живописи Виктор Доримедонтович Фартусов, действительный член церковно-археологического отдела общества любителей духовного просвещения. - М.: 1910.
  16. Шалина, И. А. Образ святителя Николая в литургической, погребальной и иконографической традиции / И.А.Шалина // Правило веры и образ кротости… Образ свт. Николая архиепископа Мирликийского в Византийской и Славянской агиографии, гимнографии и иконографии. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. - С. 412 - 438.
Борисовский мастер. Икона-целебник. вт. пол. XIX в. ХХМ. фото Шулики В.В. Борисовский мастер. Св. Николай. вт. пол. XIX в. Частное собрание г. Харьковфото Шулики В.В Чугуевский мастер. Св. Николай. вт. пол. XIX в. ЧМР. фото Шулики В.В. Чугуевский мастер. Св. Николай.конец XIX в. Фрагмент росписи Скорбященского храма в Чугуеве. ЧМР. фото Шулики В.В.