Икона "Христос Пантократор" середины XIX в. Приднепровская иконографическая традиция

// Актуальні питання дизайну та образотворчого мистецтва. Частина ІІ. - Х.: ХДАДМ, 2010. - С. 43-46.

Шулика В.В. Клебаш А.Г.


Иконографические особенности икон бывшей Киевской губернии Российской империи середины - второй половины XIX в. до недавнего времени не становились предметом специальных исследований. В 2000 г. был опубликован альбом "Иконы Шевченковского края" [4], посвященный этому явлению Украинской духовной культуры. В альбом вошли иконы из собрания Черкасского областного краеведческого музея, Музея Ивана Гончара, а также частных собраний Киева и Черкасс. В 2007 г. Национальный историко-этнографический заповедник "Переяслав" опубликовал каталог икон св. Великомученицы Варвары [2], большинство из которых также относятся к народным иконам Приднепровья. Однако, в данных изданиях не была рассмотрена иконография опубликованных икон. Остался также открытым вопрос атрибуции ряда произведений.
Икона "Христос Пантократор", являющаяся объектом данного исследования, относящаяся к приднепровской группе, на данный момент проходит реставрацию на кафедре реставрации станковой и монументальной живописи ХГАДИ. Следует отметить, что иконы такого типа можно часто встретить в частных собраниях Харькова и в работе у харьковских реставраторов. Соответственно исследования этого пласта церковной традиции актуально не только для центральной Украины, но и для Харькова.
На иконе представлено поясное изображение Христа с раскрытым Евангелием. Правой рукой Христос именословно благословляет. Христос облачен в красный (пурпурный) хитон и синий гиматий. Хитон украшен декоративной каймой по краям одежды у горловины и на рукавах, и подпоясан зеленым поясом с едва заметными декоративными диагональными полосками желтого цвета. Хитон имеет подкладку зеленого цвета, которая видна на отвороте рукавов. На голове Спасителя корона - митра, напоминающая геральдическую княжескую корону. Вокруг головы Христа расположен оранжевый нимб, на котором помещено восемь пучков лучей (восьмой за головой Христа). В верхних углах иконы помещен растительный декор в виде крестообразно расположенных роз (по 7 цветков) в окружении зелени. Фон иконы коричневый.
Икона обладает рядом оригинальных иконографических атрибутов:

  1. Изображение Пантократора в митре;
  2. Оригинальная трактовка облачений Христа - зеленая подкладка хитона, зеленый пояс, отсутствие поручей и клава;
  3. оригинальная трактовка нимба (8 пучков расходящихся лучей);
  4. Растительный декор в углах иконы.
В процессе исследования был выявлен ряд икон близких по иконографии. Аналогичные иконы были опубликованы в вышеупомянутом издании "Иконы Шевченковского края" [4, C. 170, 171, 184, 185]. Кроме того, близкая по иконографии Слобожанская икона XVIII в. была опубликована Е. К. Рединым в "Альбоме XII археологического съезда" в Харькове в 1902 г. [1]. Ряд икон подобной иконографии был обнаружен в храмах и частных собраниях. Особого внимания заслуживает Слобожанская икона XVIII в. из храма в с. Ольшаны Харьковской области, которая по иконографии практически аналогична иконе, опубликованной Е. К. Рединым.
Согласно атрибуции Л. Лихач и Н. Корниенко, исследуемая икона была написана между Чигирином и Черкассами в середине - второй половине XIX в. Авторы дают обобщенную характеристику таких икон. Колорит большинства сельских икон Черкащины строится на гармоничном сочетании белого, красно-коричневого, желтого, зеленого цветов. Реже встречается синий. Нимб изображали не только желтого (золотого) цвета, но и зеленого, сине-желтого, коричневого. Интересные графические интерпретации нимба: круглый, овальный, крестообразный, или в виде сердечка, сияние лучей. Одежду писали в красных, зеленых, реже синих цветах. Фон иконы, как правило, коричневый, зеленый, иногда желтый или синий. Названные выше цвета традиционно входили в систему обрядного фольклора, что подтверждает факт синкретичной природы народного искусства [4, С. 19, 20].
С точки зрения иконографии, на иконы такого типа ранее обращал внимание В. В. Шулика [7]. Рассматривая компилятивные иконографии в Слобожанской иконе середины XIX - нач. ХХ в., было обращено внимание на черниговскую икону коронованного Пантократора отмечая, что компиляция иконографических типов Христа Пантократора и Спаса Царя Царей во второй половине XIX в. на Слобожанщине, в отличие от Гетьманщины, не встречается.
В XVIII в. изображения коронованного Пантократора были распространены как на территории Гетьманщины, так и на Слобожанщине. В пользу этого мнения говорят вышеуказанные Слобожанские иконы. В середине - второй половине XIX в. такие иконы на Слобожанщине уже не встречаются, оставшись в традиции Киевщины и Черниговщины.
Итак, перед нами компиляция двух иконографических типов - Христа Пантократора и Спаса Царя Царей. Эсхатологический образ Пантократора еще более усилен символом короны - атрибутом Царя-Судии. Эсхатологический аспект образа подчеркнут восемью пучками лучей на нимбе - символа восьмого дня Творения - грядущего Пришествия. Примечательно, что восьмой пучок лучей спрятан за головой Христа. Такой характер изображения может символизировать неизвестность дня Второго Пришествия. Сравнение с аналогичными изображениями подтверждает неизменное количество пучков лучей и позволяет утверждать об устойчивости символа.
Отдельного внимания заслуживают флоральные мотивы фона иконы. По сторонам от Христа помещены розовые цветы. Л. Лихач и Н. Корниенко обозначали подобные флоральные мотивы как собирательный образ цветка ("взагалі") [4, С. 20]. Однако, повторяемый характер цветка, состоящий из пяти лепестков, позволяет характеризовать их как розы. Следует заметить, что "букет" группируется следующим образом: пять цветков расположены крестом, и еще два на некотором расстоянии продолжают вертикальную ось креста сверху и снизу. Пять сгруппированных крестом роз могло появиться под влиянием католической практики моления по четкам Розария (Богородичная молитва в воспоминание о трех пятерицах - радостной, скорбной и славной. Свое символическое значение получили и части розы: зелень - радость, шипы - скорбь, цветы - слава [6]). Таким образом, в икону Христа включен мариологические символ (латинского происхождения). Следует отметить, что такой же цветочный декор встречается и на иконах с другими сюжетами и скорее является признаком школы. Например, в иконах Богородицы "Иерусалимская" [4, C. 185] и "Черниговская" (частное собрание г. Харьков). Если в иконах Богородицы включение такого мариологического символа не вызывает особых вопросов, то в иконы Христа он мог перекочевать вместе с утратой своей смысловой нагрузки, как повторяющийся декоративный элемент, особенно в парных (венчальных) иконах.
Выводы.
Анализ публикаций показал, что хотя иконы Приднепровья (бывшей Киевской губернии) и становились объектом исследования, вопросы иконографии учеными рассмотрены не были. Исследуемая икона представляет компилятивный иконографический тип, в XVIII в. распространенный не только в центральной и Левобережной (Гетьманской) Украине, но и на Слобожанщине. В середине - второй половине XIX в. иконы такой иконографии встречаются только на территории Киевщины и Черниговщины. Икона, которая является объектом исследования, написана на территории современной Черкасской области и по своему символическому строю является кульминацией эсхатологических ожиданий православного населения центральной Украины. Включение в икону флоральных мотивов, вероятно восходящих в латинскому Розарию, является атрибуционным признаком школы и характерно как для богородичных, так и для иных иконных изображений, включая иконы Христа.
Литература:
  1. Альбом выставки двенадцатого археологического съезда в Харькове 1902 г. /с предисловием и объяснением Е. К. Редина. - Х., 1902. - 57 с.
  2. Богуш Т. Ікони Великомучениці Варвари в іконописній колекції Національного історико-етнографічного заповідника Переяслав / Т. Богуш. - Переяслав (?): НІЕЗ Переяслав, 2007. - 14 с.
  3. Евсеева, Л. М. История иконописи VI-XX века: истоки, традиции, современность / Л. Евсеева, Н. Комашко, М. Красилин и др.. - М.: АРТ-БМБ, 2002. - 287 с.
  4. Лихач, Л. Ікони Шевченкового краю / Л. Лихач, М. Корнієнко. - К.: Родовід, 2000. - 231 с.
  5. Припачкин, И.А. Иконография Господа Иисуса Христа / И.А. Припачкин. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 с.
  6. Тарасенко, Л. П. К вопросу об стоках иконографии "Богоматерь Звезда пресветлая" / Л. П. Тарасенко // Русское церковное искусство нового времени. - М.: Индрик., 2004. - С. 73-81.
  7. Шулика, В. В. "Компилятивные иконографии" в Слобожанской иконе / В.В. Шулика // Вісник ХДАДМ: Зб. наук. пр. / За ред. В. Я. Даниленка. - Х.: ХДАДМ, 2006. -- № 5 - С. 149-157.