Западные и восточные иконографические источники в иконе Слобожанщины середины XIX - начала ХХ в.

// Теорія і практика матеріально-художньої культури. ІХ електронна конференція Харків ХДАДМ 2009. -
Х.: ХДАДМ, 2009. - С. 65-69.

Шулика В. В.


В поствизантийский период явно обозначилось влияние изобразительного искусства Западной Европы на православную иконографию. А. Дюрер был первым художником Запада, который изменил направление влияния с Восток - Запад на Запад - Восток. В византийский период речь могла идти о копировании отдельных элементов западноевропейских религиозных изображений, которые затем перерабатывались, утрачивая свои черты, становясь частью православной иконографии [8, с. 328]. В XVIII - XIX вв., когда в официальной иконописи средневековый канон окончательно разрушается, католическая и протестантская иконография цитируется уже открыто [7, с. 303]. Изображения, соответствующие западнохристианским типам благочестия, распространялись сначала в виде гравюр, а затем, с развитием полиграфической промышленности, через газеты, журналы, книги. Кроме того, некоторые европейские религиозные изображения, как, например, Козельщанская икона Богородицы, переносились в Украину непосредственно из Западной Европы.
В середине XIX - начале ХХ ст. формируются особые Слобожанские иконографические изводы Христа и Богородицы, где наравне с древними Византийскими схемами, восходящими к XIII-XIV вв., использовались иконографические схемы Западной Европы, относящиеся как к католическому, так и к протестантскому типу благочестия.
В Слобожанских изображениях Спасителя середины XIX ст. сохраняется византийская схема Христа Пантократора с открытым Евангелием, восходящая к XII в. Наравне с ним получает распространение изображение Христа с державой. Этот образ в среде исследователей не получил единой трактовки. Венгерская исследовательница М. Надь считает его полемическим образом (между православными и католиками), который призван свидетельствовать о главенстве над церковью Иисуса Христа, а не Римского Папы [3]. В середине XIX в. на Слобожанщине подобная полемика уже не была актуальной. Такие образы писались скорее по традиции прошлых столетий. Новым смыслом они наполнились в начале ХХ в. в преддверии празднования 300-летия дома Романовых, когда атрибуты царской власти в руках Спасителя стали ассоциироваться с символом "симфонии священства и царства" [2]. В середине XIX в., параллельно с вышеописанными изводами, встречаются изображения Спасителя, указывающего на Свое сердце. Эти изображения стали отголоском католического праздника Сердца Христового, официально утвержденного папой Пием ІХ в середине ХІХ в. [6]. На Слобожанщине одно из первых зафиксированных изображений такого извода находилось в иконостасе Покровского храма в с. Кунье (п. п. XIX в.). Это ростовое изображение Христа местного чина соседствовало с образом Богородицы, написанного с "Сикстинской Мадонны" Рафаэля [4, C. 175-179]. "Сикстинская Мадонна" до 1754 г. была малоизвестна современникам. После того как произведение было перевезено в Дрезден (до конца XVIII в.), оно было доступно узкому кругу специалистов. В конце XVIII в. "Сикстинская Мадонна" заняла место в экспозиции галереи и с этого времени неоднократно копировалась. В соответствии с идеалами романтизма, картина была окружена мистическими преданиями, что способствовало переходу немцев-лютеран в католицизм, причем мистифицировалось как само произведение, так и его создатель [1, С. 532-537].
Образ Христа, указывающий на Свое сердце, получил распространение как в персональных образах Христа (в ростовых изображениях), так и в иконах Троицы (Сопрестолье). Во второй половине XIX - нач. ХХ в. такой извод вытесняется иконами Христа с Евангелием или с державой в руке, что может свидетельствовать о возвращении интереса к более ранним иконографическим изводам, вызванный русско-византийским стилем.
Во второй половине XIX в. на Слобожанщине получает распространение иконографический тип "Христос Царь Иудейский", который является кульминацией страстной темы в персональных образах Спасителя. Данные изображения, появившиеся в католической религиозной живописи под влиянием теологии крестного пути, получили распространение в православной иконе в конце XVII в. На Слобожанщине такие изображения прослеживаются только в исследуемый период.
Как проявление классицистических тенденций в иконописи сл. Борисовка можно отметить копирования ликов с ренессансных образцов. В результате исследования были обнаружены иконы Христа Пантократора, лики которых были написаны с работ Р. ван дер Вейдена (Триптих "Распятие" (Плат Вероники) ок. 1440) и Г. Мемленга ("Триптих из Гданьска" 1466-1473).
Персональные иконы Бога Отца, восходящие к произведению Дж. Беллини "Бог Отец благословляющий" (1505-1510), прослеживаются на протяжении всей второй половины XIX в.
Аналогичная ситуация происходила в исследуемый период в Богородичной иконографии. Почитаются иконы византийских изводов, такие как Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская. Византийские изводы Богородичных икон на Слобожанщине претерпевают изменения. Это, в первую очередь, изображение различных по форме корон в Казанской иконе (Высочиновский и Каплуновский образ), изменения принципа силуэтности во Владимирской иконе (Владимирский-Чугуевский образ), приближение икон иконографического типа "Одигитрия" к иконографическому типу "Одигитрия-Перевлепта" (Смоленская икона).
К латинскому благочестию относятся Пряжевская и Ахтырская иконы Богородицы. Пряжевская икона иконографически восходит к Лоретской скульптуре Богородицы (Италия) и представляет оригинальную интерпретацию протографа. Эта иконография встречается только на Слободской Украине и представлена в двух видах: собственно Лоретский образ и происходящий от него Пряжевский (Горнальский) образ. Почитание Лоретского образа к середине XIX в. постепенно ослабевает, в то время как Пряжевский образ в исследуемый период занимает устойчивое положение [10]. Ахтырский образ на Слобожанщине, в отличие от Российской традиции, не претерпевает значительных иконографических изменений [9]. Кроме того, в Богородичной иконографии получает распространение образ "Трех радостей", который писали с "Мадонны дела Седиа" (1514 ) Рафаэля.
Икона, восходящая к протестантскому благочестию - "Пасовская-Цареградская", иконографическим источником которой стал "Портрет Богоматери" ("Мадонна из Пассау"), выполненный Лукасом Кранахом Старшим по заказу Мартина Лютера. Образ на Слобожанщину был перенесен в XVII в., и хотя имел локальное почитание, известен во множестве списков и оригинальной интерпретации. В середине XIX в. из икон данного типа исчезает декор мафория, который снова встречается в фолежных окладах второй половины XIX - нач. ХХ в.
Выводы. В результате исследования было установлено, что в середине XIX - начале ХХ в. в иконописи Слобожанщины прослеживается как следование византийским иконографическим изводам, так и цитирование или прямое заимствование европейских (инославных) иконографических схем.
Иконописцы Слободской Украины находились в курсе европейских религиозно-мистических событий. Это в первую очередь выразилось в копировании религиозных картин Рафаэля, мистическое восприятие творчества которого приходится на рубеж XVIII - ХІХ вв. и в изображениях Христа, указывающего на свое сердце.
Исследуемый период характеризуется активным использованием полиграфической продукции в качестве иконописного подлинника. Из многообразия публикуемых произведений предпочтение отдавалось мастерам ренессанса (Г. Мемлинг, Рафаэль, Р. ван дер Вейден, Дж. Беллини).
Отдельные (Богородичные) изображения переносились на Слобожанщину из Западной Европы. В дальнейшем, став почитаемыми, эти иконы получили местную иконографическую трактовку (иконы Ахтырская, Пасовская-Цареградская, Лоретская, Пряжевская (Горнальская)).
Византийские изводы Богородичных икон претерпевают изменения:

  1. изображение различных по форме корон в Казанской иконе;
  2. изменение принципа силуэтности во Владимирской иконе;
  3. иконографический тип "Одигитрия" приближается к типу "Одигитрия-Перевлепта" (Смоленская икона).

Список литературы.
  1. Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.
  2. Катсон Н. Л. Симфония священства и царства. Неовизантийская алтарная преграда в духовной культуре Российской империи //Иконостас/ Сост. А. Лидов. - М.: Прогресс - Традиция, 2000. - С 689-706.
  3. Надь М. Об особенностях иконографического типа Христос, Великий Архиерей в Венгрии // Икона и образ, иконичность и словесность /ред-сост. В. Лепахин. - М.: Паломник, 2007. - С. 326-344.
  4. Православные храмы и монастыри Харьковской губернии 1681-1917 / сост. А. Парамонов. - Х.: Харьковский частный музей городской усадьбы, 2007. - 346 с.
  5. Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 с.
  6. Семчишин-Гузнер О. Образ "Серце Христове" в Українському живописі початку ХХ століття //Українська греко-католицька церква і релігійне мистецтво (історичний досвід та проблеми сучасності): Матеріали IV Міжнародної наукової конференції м. Львів, 30-31 травня 2006 р. - Л.: Львівська духовна семінарія Святого Духа, Музей сакрального мистецтва ім. патріарха Й. Сліпого. - С. 103-109.
  7. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. - М.: Прогресс-Традиция, Культура, 1995. - 495 с.
  8. Чилингиров А. Влияние Дюрера и современной ему немецкой графики на иконографию поствизантийского искусства // Древнерусское искусство: зарубежные связи / Ред.-сост. Г. В. Попов. - М.: Наука, 1975. - С. 325-342.
  9. Шулика В. В. Ахтырская икона Пресвятой Богородицы и ее списки // Культурна спадщина Слобожанщині. Культура і мистецтво: Збірка науково-популярних статей. Число 6. - Х.: Мачулін, 2007. - С. 54-63.
  10. Шулика В. В. Пряжевская икона Пресвятой Богородицы на Слободской Украине // Волинська ікона: дослідження та реставрація. Матеріали XV міжнародної наукової конференції м. Луцьк, 25-26. 09. 2007 р. - Луцьк: Волинський краєзнавчий музей, Музей волинської ікони, 2008. - С. 77-82.