Стилистические особенности и реставрация иконы Богородицы "Пасовская -Цареградская" из храма Рождества Христова в с. Уланок Курской губернии.


// Проблеми збереження, консервації, реставрації та експертизи музейних пам'яток // V Міжнародна науково-практична конференція, тези доповідей 23-27 травня 2005 року. - К.: ННДРЦУ, 2005. - С. 345 - 348.

Шулика В. В.

Икона Богородицы "Пасовская-Цареградская" является святыней той части Слободской Украины, которая оказалась в составе Р.Ф. (Суджанский р-н. Курской обл.)
В 2003 году, мною были опубликованы предварительные материалы, которые касались атрибуции иконы Богородицы "Пасовская-Цареградская" [4].

Описание иконы
Икона близка к иконографическому типу Елеуса. Представляет собой полуфигурное изображение Богоматери с Младенцем. Младенец изображен с правой стороны Богоматери стоящим. Левой ножкой он опирается на левое колено Богоматери. Правую ножку он закинул на Ее левую руку. Создается впечатление, что Младенец как бы карабкается вверх, чтобы прильнуть к щеке Богородицы. Правой ручкой Богомладенец держит Богоматерь за подбородок. Левой рукой Богородица поддерживает Младенца под бедро, правой прижимает к себе. Богоматерь изображена с непокрытой главой. Ее красный мафорий, украшенный золотыми цветами, ниспадает вниз свободными складками. Туника глубокого сине-зеленого цвета. Младенец облачен в белые одежды. Фигуру Богородицы фланкируют изображения херувимов-путти, по два с каждой стороны.
Описание техники живописи и состояние иконы до реставрации (по визуальным исследованиям).
Основа - дерево, лиственной породы, предположительно липа. Волокна древесины располагаются вертикально. Размер иконы - 87см * 62,8см * 2см. Основа состоит из трех досок, собранных в единый щит. На момент поступления на реставрацию доски основы были расклеены и держались благодаря шпонкам. Шпонки - встречные, врезные, фигурные, сделанные из такой же породы древесины, как и вся основа. Количество шпонок - 2. Шпонки подвижные. С лицевой стороны красочный слой не подходит к краям основы, таким образом, вокруг него образуется как бы деревянное обрамление шириной 3,5 см. Скорее всего, эта, непокрытая красочным слоем часть основы, предназначалась для крепления рамы (или для крепления в рамный иконостас). Об этом свидетельствуют отверстия для крепежных чопов, диаметром 0,5 см, расположенных по периметру. Расстояние между отверстиями примерно 13,2 см. Вверху и внизу располагается по пять отверстий, справа и слева по восемь. Имеется коробление основы, вызванное усушкой последней. В результате жизнедеятельности жука- точильщика в толще основы образовались полости значительного размера. В эти полости провалились верхние слои древесины, как с тыльной, так и с лицевой стороны, вместе с фрагментами красочного слоя. Общее застарелое загрязнение тыльной стороны основы темно-серого цвета.
Паволока не обнаружена.
Грунт как таковой отсутствует. Грунтом в данном случае является проклейка доски. Красочный слой представляет собой масляную живопись, имеющую гладкую поверхность. Строение живописного слоя близко к трехслойному методу. Следы нанесения подготовительного рисунка не выявлены. Зеленый фон представляет собой имприматуру, на которой помещены последующие слои красочного слоя. Письмо одежды и ликов выполнены в два приема: первый слой - одежды и лики раскрыты цветами на тон светлее и холоднее предполагаемого, а затем закончены обобщающими лессировками. Исключение составляет живопись мафория, выполненного в технике алла-прима.
На нимбах и декоративных элементах, на мафории Богородицы сохранились следы серебрения, серебро, тонированное желто-коричневым лаком. Серебрение выполнено на гульфарбу. Цвет гульфарбы - охристый. Красочный слой имеет многочисленные утраты, потертости, а также загрязнения различного характера.
В качестве защитного покрытия использован масляный лак. Так же на иконе обнаружены слои неавторских лаков. Твердого, труднорастворимого лака на всей поверхности иконы, и мягкого, вязкого лака на ликах.
Стилистические особенности иконы Богородицы "Пасовская-Цареградская".
В иконе Богородицы "Пасовская-Цареградская" присутствуют ярко выраженные признаки стиля рококо, присущие украинской иконописи первой половины XVIII века. К этим признакам можно отнести декор мафория, имеющий выразительные рокальные признаки - цветы с закрученными "С"-образными стеблями. Эти цветы являются указанием на процветший жезл Аарона, согласно с мариологическими толкованиями ветхозаветных символов [5]. Вслед за художниками рококо, иконописец изображает необычные для православной иконографии формы одежды, напоминающие средневековое одеяние [1]. Еще одним характерным признаком стиля рококо является придание изображенным персонажам портретных характеристик [1]. В данном случае, мы наблюдаем характерные черты украинского женского типажа. Вместо грозных херувимов, которые фланкируют изображение Богородицы на многих памятниках древней иконописи, указывающие на ветхозаветный прообраз Богородицы - Ковчег Завета [3] - иконописец обращается к изображению популярных в живописи рококо фигурок путти [1].
В плане техники живописи к характерным признакам рококо можно отнести применение серебра. Серебро в иконописи барокко почти не применялось. В это время в украинской иконописи распространяется техника лессировок по золоту и серебру [1], что наблюдается в исследуемой иконе.
Реставрационные процессы.
После демонтажа основы, склеиваемые поверхности были очищены от поверхностных загрязнений и обезжирены, затем склеены.
При укреплении красочного слоя был применен метод основанный на подведении грунта, при сохранившемся слое живописи, путем временного отделения фрагментов красочного слоя. Укрепление красочного слоя производилось двумя способами: на участках, где в результате жизнедеятельности жука-точильщика в образовавшиеся полости провалились фрагменты красочного слоя, производилось заклеивание этих фрагментов микалентной бумагой. Фрагменты красочного слоя приподнимались скальпелем. Посредством шприца во вздутие вводился спирт 96%. После обезжиривания, в полости, под красочный слой, вводился шприцем осетровый клей. После высыхания клея, полость заполнялась жидким реставрационным грунтом. Когда уровень грунта в утрате достигал надлежащего уровня, фрагмент красочного слоя закреплялся посредством клея. Подобные методики применяются при реставрации монументальной живописи [2]. На прочих участках красочного слоя укрепление производилось традиционным способом.
Работа с оборотной стороной иконы проводилась в несколько этапов: антисептирование основы, восполнение утрат основы, укрепление основы воско-смоляной мастикой.
После подведения реставрационного грунта, был удален неавторский лак, при помощи компрессов и последующей механической выборки. После нанесения реставрационного защитного покрытия, было проведено тонирование реставрационных вставок. Икона была приведена в экспозиционное состояние.
Литература:

  1. Пляшко Л. Сорочинський іконостас: Ознаки стилю рококо. - К.: Українознавство., 2001.
  2. Филатов В. В. Реставрация настенной масляной живописи / Предисл. Г.К. Вагнера. - М.: Изобразительное искусство, 1995. - 248 с.: ил.
  3. Шалина И. А. Вход "святая святых" и византийская алтарная преграда // Иконостас/ Сост. А. Лидов. - М.: Прогресс - Традиция 2000. - С. 52-71.
  4. Шулика В. Неизвестная святыня Слобожанщины // Дизайн освіта 2003: досвід, проблеми, перспективи / збірник матеріалів Всеукраїнської науково-методичної конференції, 24-28 березня 2003 р. м. Харків. - Харків.: ХДАДМ, 2003. - С. 290-294.
  5. Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. - М.: Прогресс-Традиция., 2000. - 312 с.