Поясные иконы Христа в иконописи Слободской Украины второй половины XIX - начала ХХ в.

// Наукова конференція професорсько-викладацького складу ХДАДМ за підсумками роботи у 2008/2009 н.р.,
м. Харків ХДАДМ 12-17 травня 2009 р. - Х.: ХДАДМ, 2009. - С. 93-95

Шулика В. В.


Поясные изображения Христа в иконописи Слободской Украины второй половины XIX - начала ХХ в. представлены иконографическим типом Христа Пантократора. В процессе исследования было выявлено несколько групп икон этого типа. Первая группа икон Христа Пантократора - восходит к византийской схеме, которая складывается в XII в. [3, С. 62]. Это поясное изображение благословляющего Спасителя с открытым Евангелием. Складки гиматия не скрывают правую руку. Наиболее характерными иконами такого типа являются икона из Чугуевского художественно-мемориального музея им. И. Е. Репина (далее ЧХММ) (Ж-61), икона из Пархомовского художественно-исторического музея (далее ПХИМ) (Ж-5) и икона из частного собрания г. Харькова. На иконе из ЧХММ (Ж-61) кодекс открыт на 11 главе Евангелия от Матфея (Мф. 11:28): "Придите ко мне вси труждающиися и обременении и аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе". Этот же текст, но только в сокращенном виде находится на иконе из частного собрания (г. Харьков). На иконе из ПХИМ (Ж-5) текст Евангелия от Иоанна (Ин. 8:12): "Аз есмь свет миру".
Вторую группу икон Спаса Вседержителя, представляют иконы Христа с державой и скипетром. Это поздний иконографический тип Пантократора, получил, судя по количеству выявленных изображений, преимущественное распространение на Слобожанщине. Извод Вседержителя с державой и скипетром имеет два варианта. Первый вариант иконографически полностью восходит к изображениям пантократора с Евангелием, только кодекс, как атрибут Бога Слова, заменен на земные символы власти - державу и скипетр.
К этому типу изображений относятся икона чугуевского мастера (ЧХММ Ж-63), икона борисовского мастера (ЧХММ ЖВ-7), икона-подокладница, борисовский мастер (1) (ч.с. г. Харьков), икона-подокладница, борисовский мастер (2) (ч.с. г. Харьков), икона-подокладница, борисовский мастер (3) (ЧХММ ЖВ-19). На перечисленных иконах Спаситель благословляет правой рукой, рука изображена на уровне груди. Левая рука покоится на державе, скипетр изображен между большим и указательным пальцем.
Иконографический тип Пантократора с державой и скипетром на Слобожанщине данного периода имел подтип, когда Спаситель изображен не фронтально, а вполоборота. Вероятно, такие изображения подразумевали наличие парных к ним икон Богородицы. В отличие от протографа, данный подтип представлен в нескольких вариантах.

  1. Спас Пантократор (чугуевский мастер, ЧХММ Ж-91), обращен вправо, что нехарактерно для парных икон, т.к. согласно канону икона Богородицы помещается слева от Спаса.
  2. Спас Пантократор (ПХИМ Ж-28) обращен влево (характерно для парных икон). Держава и скипетр помещен в левый нижний угол, на державе покоится левая рука Спасителя, правой рукой Христос благословляет.
  3. Спас Пантократор (ч.с. г. Харьков) - иконографически близкое изображение классическому Пантократору (с державой), однако имеющее легкий поворот в лево.

Третий тип изображения Христа Пантократора на Слобожанщине представляет собой персональные изображения Спасителя на Тайной Вечери. Такой тип может также именоваться "Благословение хлеба и вина". Несмотря на то, что такое изображение является частью праздничной иконы, на основании выявленных в процессе исследования памятников, во второй половине XIX- нач. ХХ в. на Слобожанщине данная композиция встречается как вполне самостоятельное изображение. Такие изображения писались в разных иконных центрах, что говорит о сложившейся традиции. Среди выявленных изображений заслуживают внимания: 1. икона чугуевского мастера 1871 г. (ЧХММ Ж-75) (мастер И. И. Данильченко [1, с. 34]), 2. икона борисовского мастера (ЧХММ ЖВ-14), 3. икона-подокладница борисовского мастера (ЧХММ ЖВ-1). На всех перечисленных иконах фигура Христа обращена в легком повороте вправо. Взгляд Спасителя обращен вверх. Правой рукой Христос благословляет, левая рука изображена в том же жесте, что и на иконах второго типа. Т.е. вместо державы изображен хлеб. Чаша изображена на уровне груди Спасителя. Такое изображение левой руки говорит о том, что иконографически композиция "Благословение хлеба и вина" происходит от Христа Пантократора с державой.
Выводы:
Поясные изображения Христа в иконописи Слободской Украины второй половины XIX - начала ХХ в. представлены в двух вариантах. Это иконы Христа Пантократора и Христа, благословляющего хлеб и вино.
Иконы Христа Пантократора на Слобожанщине были распространены в нескольких изводах:
А) извод восходящий к XIII в.: изображение благословляющего Спасителя с открытым Евангелием;
Б) иконы Христа с державой и скипетром. Такой извод имеет три варианта:

  1. Спас обращен вправо, что не характерно для парных икон, т.к. согласно канону, икона Богородицы помещается слева от Спаса.
  2. Спас обращен влево, что характерно для парных икон. Держава и скипетр помещены в левый нижний угол, на державе покоится левая рука Спасителя, правой рукой Христос благословляет.
  3. Иконографически близкое изображение классическому Пантократору (с державой), однако имеющее легкий поворот влево.
  4. Иконы Христа Благословляющего хлеб и вино произошли от икон Христа Пантократора с державой. Вместо державы, в левой руке Христа стал изображаться хлеб.
Список литературы:
  1. Берлин В. В поисках чугуевского художественного наследия. - Х.: Тарбут Лаам, 2007. - 58 с.
  2. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Том 1 Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. - 97 с.
  3. Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 с.