Иконографическая программа росписей Спасо-Преображенского храма в Натальевке

// Вісник ХДАДМ / ред. В. Я. Даниленко. - Х.: ХДАДМ, 2009. - №5. - С. 178-182.

Шулика В. В.


Аннотация: статья посвящена иконографической программе росписей храма Преображения Господня в имении И. Г. Харитоненко Натальевке Харьковской области.
Ключевые слова: иконография, монументальная роспись, Натальевка.
Анотація: Шуліка В.В. Іконографічна програма розписів храму Преображення Христова в Наталівці. Ця стаття присвячена іконографічній програмі храму Преображення Христова в маєтку І. Г. Харитоненка Наталівці Харківській області.
Ключові слова: іконографія, монументальний розпис, Наталівка.
Annotation. Shulika V.V. Iconic Structure of Mural Painting of the Cathedral of Savior and Transfiguration in Natalevka.
Summary. The aim of the present study is to categorize the composition of the mural painting of the Cathedral of Savior and Transfiguration in Natalevka, Kharkov oblast.
Key Words: Iconography, mural painting, Natalevka
Постановка проблемы. Из уцелевших до настоящего времени памятников церковного искусства Слободской Украины начала ХХ в., храм Преображения Господня в бывшем имении И. Г. Харитоненко Натальевке представляет особый интерес. Настенные росписи этого храма, выполненные новыми для своего времени материалами, складываются в оригинальную иконографическую программу, рассмотреть которую и ставит задачей автор настоящей статьи.
Анализ публикаций. Исследовательская традиция, связанная с данным памятником сравнительно небольшая. "История городов и сел УССР" (1967 г.) [3] лишь вскользь упоминает храм как выдающийся памятник архитектуры. Наибольшее количество публикаций, посвященных Натальевскому храму, выпадает на первую половину 2000-х гг. Это статьи П. В. Панова (2003 г.) [7], И. О. Шудрика (2004 г.) [10], глава монографии И. О. Шудрика и Л. А. Данилеко (2003 г.) [11], исследование Д. Н. Григорьева (2003 г.) [2]. Данные публикации с различной степенью подробности описывают обстоятельства постройки храма, перечисляют имена архитекторов, художников и скульпторов, принимавших участие в строительстве. Храм был построен по проекту А. В. Щусева как храм-музей, в котором должна была храниться коллекция старинных икон И. Г. Харитоненко. Иконостас храма состоял из древних икон коллекции, а для росписей храма, в 1911 г. был приглашен Петербургский мастер (выходец из г. Саратова), член художественного объединения "Мир Искусства" А. Савинов. Наружные рельефы были выполнены скульптором А. Т. Матвеевым [10, С. 20], кроме того, южный фасад был украшен распятием работы С. Т. Коненкова [10, С. 21].
О живописном убранстве храма авторы сообщают достаточно скупо. П. В. Панов [7], указывая на исключительность росписей, описывает печальную историю разрушения живописного ансамбля, его реставрацию в 1980-х гг. и частичную запись в 1990-х гг. И. О. Шудрик, перечисляя росписи северной и южной стены наоса храма, ошибочно называет роспись "Положение во гроб" - "Не рыдай мене Мати" [10, С. 20]. К тому же в публикациях о Натальевской церкви прочно утвердилось ошибочное мнение, что ее росписи выполнены в технике истинной фрески [7; 10, С. 20]. Действительно, начало ХХ в. ознаменовалось поиском новых материалов в монументальной живописи. Повсеместное использование в стенописях XIX в. масляных красок привело к быстрому естественному разрушению ряда настенных росписей. Очевидная нестойкость масляных красок в монументальной живописи [4, С. 412] заставила искать новые материалы. Таким новым материалом стали силикатные краски (стереохромия) немецкого инженера-химика А. Кейма [5, C. 167]. Первым и единственным храмом в Восточной Украине начала ХХ в., расписанным в технике стереохромии, стала Спасо-Преображенская церковь в имении И. Г. Харитоненко - Натальевке. Росписи были выполнены художником А. И. Савиновым в 1912-1915 гг. [5, C. 167].
Результаты работы. Исходя из того, что наравне со своей прямой функцией, храм в Натальевке сочетал функцию музея древней иконописи, А. Савинов, вероятно, стремился воссоздать древнюю каноническую структуру росписей, располагая их не в исторически-повествовательной хронологии, характерной для XIX в., а выбирая ключевые сюжеты, показывающие историю спасения, т.е. сотериологически.
На боковых стенах наоса храма художник размещает четыре композиции. В северо-восточной части "Рождество Христово", напротив нее "Крещение", в северо-западной части "Положение во гроб", напротив нее "Жены Мироносицы у гроба" ("Воскресение"). Особенностью художественного решения убранства натальевской церкви является синтез стенописей и внешнего скульптурного декора, выполненного скульптором А. Т. Матвеевым. А. Савинов, вопреки канонической схеме, не помещает роспись "Преображение" в интерьере храма. Вместо этого, рельеф "Преображение" работы А. Матвеева украсил фронтон церкви. Скульптурный декор экстерьера создавался в едином ансамбле со стенописями. Подтверждением этому являются и рельефы с изображениями патрональных святых семьи И. Харитоненко. Культ ангела-хранителя к началу ХХ в. уже достаточно прочно утвердился на Слобожанщине и без патрональных святых не обходились росписи ни одного храма, особенно если речь шла о семейной церкви. Однако А. Савинов изображает в интерьере храма только несколько патрональных святых, в частности св. Иоанна Предтечу, патронального святого И. Г. Харитоненко. Большинство патрональных святых изображено А. Матвеевым в экстерьере храма в технике рельефа.
Расположение Евангельских сюжетов в наосе показывают основные моменты земной жизни Спасителя. Две росписи, расположенные друг напротив друга возле иконостаса, "Рождество" и "Богоявление" показывают Вочеловечение Христа и начало его служения. Кроме того, "Богоявление" (как и Преображение, которому посвящен храм) это явление Троицы в Новом Завете. Во второй паре росписей - "Положение во гроб" и "Жены мироносицы у гроба", показана видимая сторона победы над смертью Христа. В противовес общепринятой на Слобожанщине второй половины ХІХ - начала ХХ в. традиции буквального изображения Воскресения, когда Христос изображается выходящим или парящим над гробом с лобарумом в руках, А. Савинов предпочитает каноническую трактовку Воскресения, не показывая того, чего невозможно было бы увидеть. Вероятно, такая каноническая трактовка стала следствием распространения научных работ Ф. Буслаева [1], Н. Кондакова [6], Н. Покровского [8, 9] и других представителей иконографической школы, которые подвергали критике и доказывали нелепость неканонических иконографических изводов в православных храмах. Именно Жены Мироносицы, увидевшие Ангела у гроба и пустые погребальные пелены Спасителя, являются символом Воскресения Христова. Таким образом, А. Савинов показывает Боговоплощение, начало земного служения и победу над смертью Христа. На западной стене наоса помещена роспись "Похвала Богородице", над которой, в круглом медальоне изображен Господь Саваоф.
В апсиде храма помещено тронное изображение Богородицы "Знамение" (Панахранта), которой предстоят два коленоприклоненных ангела. Здесь использован древний извод Мегали Панагии, когда два ангела (обычно два херувима) призваны вызвать аналогию с ветхозаветным мариологическим символом: ковчег завета - вместилище закона - Богородица - вместилище законодателя. В росписи помещены все необходимые атрибуты: престол, подножие. Изображение Богородицы на троне находится прямо напротив росписи "Похвала Богородицы" и имеет непосредственную связь. Таким образом, устанавливается связь между Ветхозаветными пророчествами о Боговоплощении и Новозаветным прославлением Богородицы.
Сознательно избегая изображения Страстного цикла, А. Савинов над изображением Богородицы помещает роспись "Христос Агнец Божий", раскрывающий суть Евхаристии. Дискос, в котором лежит Младенец, изображен на фоне светлого херувима. По сторонам от херувима солнце и луна. Ниже изображены ангелы с рипидами, под ними два ангела с орудиями страстей. Слева ангел держит трость и копие, справа крест.
Напротив Агнца Божьего, на восточной (обращенной к алтарю) стороне арки вимы, в круглом красном медальоне помещена этимасия. По бокам от этимасии, в круглых мандорлах, предстоящие ангелы с рипидами. Данная стена посвящена грядущему приходу Спасителя. Четко прослеживается связь - Христос Агнец - Христос Судия.
Сводчатый потолок между апсидой и аркой вимы расписан образами ангельского воинства: престолы, херувимы и серафимы. На потолке размещены три мандорлы. В двух боковых - сонм небесных сил, в центральной круглой мандорле - темное сияние, символизирующее Бога Отца (мрак непостижимости Божества). Росписи потолка объединяют изображение Агнца и этимасии.
У боковых выходов алтаря написаны ростовые изображения св. Григория Богослова и св. Василия Великого со свитками. Изображения святителей - творцов литургии, образует смысловой треугольник с росписью "Христос Агнец Божий", особо выделяя евхаристическую тематику росписей алтаря.
Таким образом, в росписях алтаря и наоса храма четко разграничена тематика видимого и невидимого, горнего и дольнего, прошлого и грядущего. Если в росписях наоса, композиции на Евангельские сюжеты в видимой форме раскрывают Боговоплощение - Служение - Победу над смертью Христа, то в росписях алтаря, вход в который доступен не каждому, раскрывается мистическая сторона прошлых и грядущих событий.
Роспись купола, на данный момент, скрыта под слоем набела. Пока набел не будет удален, не будут до конца выяснены некоторые детали иконографической программы Натальевского храма. В связи с этим однозначно трудно трактовать роспись нартекса. В нартексе храма, на западной стене, в круглом медальоне помещено изображение Христа Пантократора, которому предстоят ангелы с рипидами ("Вознесение"). Данная роспись традиционно помещалась в куполе храма, но возможно из-за малого размера последнего была перенесена в нартекс, давая как бы последнее благословение выходящему из храма.
Выводы. Анализ публикаций показал, что росписи храма в Натальевке исследовались в основном в историческом контексте. Характерной ошибкой являлось неправильное указание материала выполнения росписи. Иконографическая программа росписей не исследовалась.
В результате исследования было выявленно, что в иконографической программе росписей четко прослеживается трехчастное деление храма. В росписях наоса храма (северная и южная стены) показаны основные моменты земной жизни спасителя - Боговоплощение, Богоявление, Победа над смертью. Росписи алтаря (невидимы для прихожан) мистически являют образ прошедших и грядущих событий. Здесь присутствует образ этимасии, как символ Второго Пришествия Христа, образ Христа Агнца Божия - как указание на путь ко спасению через Евхаристию. Образ Богородицы Панахранты в апсиде связан с "Похвалой Богородицы" на западной стене наоса. Таким образом, устанавливается связь между Ветхозаветными пророчествами о Боговоплощении и Новозаветным прославлением Богородицы. В нартексе храма (западная стена) помещен Христос Пантократор (Вознесение) - конец земного пребывания Спасителя. Из-за забела росписей купола однозначно обозначить причины изображения Пантократора в нартексе храма не представляется возможным. Иконографическая программа росписей органически связана со скульптурным декором храма. Так, вместо росписи "Преображение" - главной росписи храма, на фронтоне церкви помещен рельеф работы А. Т. Матвеева на этот сюжет.
Список литературы

  1. Буслаев. Ф. Общие понятия о русской иконописи //Буслаев. Ф. Древнерусская литература и православное искусство. - СП б.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института, Лига Плюс, 2001. - С 36-187. - (Основы христианского искусства).
  2. Григорьев Д. Н. Востребованные временем. Династия Харитоненеко. - Сумы: РИО "АС-Медиа", 2003. - С. 58-59.
  3. Історія міст і сіл Української РСР: Харківська область / Головна ред. кол. П. Т. Тронько, М. П. Бажан, І. К. Білодід, та ін. - К.: Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1967. - С. 646-647.
  4. Киплик Д. И. Техника живописи. - М.: Сварог и К, 1998. - 504 с.
  5. Комаров А.А. Технология материалов стенописи. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - С. 11 - 43.
  6. Кондаков Н. Лицевой иконописный подлинник: Том 1 Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. - 97 с.
  7. Панов П. В. Утраченная жемчужина Мурафского шляха // Культурна спадщина Слобожанщини: Збірка наукових статей за матеріалами міжнародної наукової конференції "П'яті Слобожанськи читання", Секція "Музейна справа та охорона культурної спадщини". - Х.: Курсор, 2003. - С 47-54.
  8. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 564 с.
  9. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: Лига Плюс, 1999. - 412 с.
  10. Шудрик І. О. Наталівка - перлина Слобідської України // Культурна спадщина Слобожанщин. Культура і мистецтво: Збірка наукових статей. - Х.: Курсор, 2004. - С. 15 - 33.
  11. Шудрик І. О., Данилеко Л. А. Династія Харитоненків. - Суми: Слобожанщина, 2003. - 192 с.