Образы Пресвятой Троицы и Бога Отца в иконописи Слободской Украины втор. пол. XIX - нач. ХХ ст.

// Наукова конференція професорсько-викладацького складу ХДАДМ за підсумками роботи у 2007/2008 н.р.,
м. Харків ХДАДМ 12-17 травня 2008 р. - Х.: ХДАДМ, 2008. - С. 167-170.

Шулика В. В


Изображение тринитарного догмата в иконописи Слобожанщины середины XIX - начала ХХ ст. не нашло такого широкого распространения как в иконописи предыдущих столетий, более того, среди выявленных икон практически отсутствуют образы "Гостеприимство Авраама". Тринитарный догмат представлен в основном образами "Новозаветной Троицы", а точнее тем ее вариантом, который имеет название "Сопрестолье" [3]. Несмотря на ряд церковных запретов, касающихся таких и подобных им изображений [2, 4], иконы с изображениями Бога Отца продолжали писаться.
Слобожанские иконы этого сюжета, выявленные в процессе исследования, относятся в основном к малоформатным, домашним иконам. Храмовых, иконостасных образов выявлено незначительное количество, что вероятно связано с постепенным вытеснением Троичных икон из Слобожанских иконостасов. Это, в первую очередь, связанно с уменьшением количества ярусов иконостаса и практически не встречающегося праотеческого ряда, где центром является икона Пресвятой Троицы. Следует обратить внимание, что отсутствие праотеческого ряда не являлось нормой для всех украинских иконостасов исследуемого периода. Существовали иконостасы, где пророческий и праотеческий ряды смешивались. Такие иконостасы существовали и на Слободской Украине, например, в Знаменском храме с. Борки (Курская обл.). Столярная конструкция иконостаса выполнена киево-лаврскими мастерами и представляет собой пятирядную алтарную преграду, где в центре пророческого чина помещена икона "Сопрестолье", что с точки зрения богословской символики иконостаса неверно, но для исследуемой эпохи вполне характерно. Иконы для этого иконостаса, судя по иконографическим, стилистическим, цветовым особенностям, были написаны борисовскими иконописцами.
Иконы Пресвятой Троицы (Сопрестолье) писались на Слободской Украине нескольких типов.
Первый тип (ил. 1) восходит к греческим и московским иконам XVII в., где изображен Бог Отец в образе Ветхого Деньми с державой и скипетром (или только со скипетром), Бог Сын с Евангелием, и Бог Дух Святой в образе голубя, изображенный над Первым и Вторым лицом Пресвятой Троицы. Этот извод, как было указано выше, восходит к образцам XVII в., за исключением атрибутов в руке Бога Отца. На образцах XVII в., в левой руке Первого Лица Троицы изображается хартия. Иконы такого извода были выявлены в ЧХММ (Ж-220) (подокладница борисовского мастера), и в фондах Лебединского городского художественного музея (ЛГХМ ВФ-8).
Второй извод Сопрестолья более динамичен (ил.2). Композиционная схема остается прежней, т.е. лица Троицы расположены в виде треугольника. Лики Бога Отца и Бога Сына повернуты друг к другу, в правой руке Христос держит крест, а левая рука прижата к сердцу. Жест левой руки, прижатой к сердцу, происходит из римо-католической иконографии, выражая идею почитания сердца Христова. Этот жест проникает и в персональные изображения Спасителя, выражая католическую доктрину, что из пронзенного сердца Христа возникла католическая церковь. Эта доктрина вылилась в "анатомический" праздник Сердца Христова, что незамедлительно сказалось и на иконографии католических священных изображений, а впоследствии на некоторые православные иконы Спасителя. Иконы с таким изображением выявлены в фондах ЛГХМ (ВФ-248) и ПИХМ.
Иконы Сопрестолья третьего извода (ил. 3), где Спаситель потягивает левую руку к Богу Отцу, были распространены в северной части Слобожанщины. Этот извод так же следует общей композиционной схеме, однако кроме специфического жеста левой руки, Спаситель здесь изображен в багрянице, чем усилен страстной аспект. Жест левой руки, здесь может трактоваться как жест беседы, таким образом, символизировавший Предвечный Совет. У ног Пресвятой Троицы изображена сфера. Такие изображения были выявлены в фондах ЛГХМ (ВФ-6, ВФ-15), в Свято-Троицком соборе г. Суджа (Курская обл. РФ). Иконы этого типа все небольшого формата и предназначались для домашней молельни.
Четвертый извод связан с храмовыми и иконостасными иконами (ил. 4). Он характеризуется большей репрезентативностью, статичностью. По своей иконографии этот извод объединил первый и второй изводы. Спаситель здесь изображается и с Евангелием и с крестом, Бог Отец с державой и скипетром. Обе тронные фигуры повернуты к зрителю. Евангелие в руках Христа изображается как открытое, так и закрытое. В Свято-Архангеломихайловском храме пгт. Борисовка (РФ) находится иконостасный образ Сопрестолья этого типа. Здесь кодекс открыт на 13 главе Евангелия от Иоанна "Заповедь новую даю вам да любите друг друга; якоже возлюбих вы, да и вы любите себе" (Ин. 13: 34). Близкая по иконографии икона, только с закрытым кодексом у Спасителя выявлена в частном собрании г. Харькова.
Облачение лиц Св. Троицы остается устойчивой для всех изводов. У Бога Отца - зеленый гиматий и белый, либо розовый, хитон. Зеленый цвет символизирует живоначальность Троицы. Исключением является икона (ЛГХМ ВФ-6), где Бог Отец облачен в золотой гиматий. Одеяния Иисуса Христа остаются традиционны - синий гиматий и красный хитон. Исключением является третий извод, где Спаситель облачен в багряницу. Изображения нимбов встречаются нескольких типов. Наиболее распространены изображения, когда у Бога Отца нимб в виде треугольника (символ Троицы), у Бога Сына круглый (ПИХМ, икона из Троицкого собора г. Суджа, из Свято-Усекновенского храма г. Харьков, из частного собрания г. Харьков). Наравне с этим встречаются изображения без нимбов (ЛГХМ ВФ-6, ВФ-15, ВФ 248), с круглыми нимбами и у Бога Отца и у Бога Сына (ЛГХМ ВФ-8, икона-подокладница борисовского мастера из ЧХММ Ж-220). Наибольший интерес, с точки зрения изображений нимбов, представляет иконостасная икона из Архангельского храма пгт. Борисовка, где лица Троицы изображены с круглыми нимбами, а за их головами изображен большой общий нимб в виде треугольника. Такое изображение призвано свидетельствовать о единосущии лиц.
Наравне с изображениями Пресвятой Троицы встречаются и запрещенные церковью персональные изображения Бога Отца в виде Ветхого Деньми [4]. Таких изображений выявлено также немного. Это икона из Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Харькове и икона из частного собрания в г. Харькове. Обе иконы повторяют композицию Джованни Беллини "Бог Отец благословляющий" (1505-1510 гг.) [1] и возможно находились в навершии небольшого иконостаса вместо образа Пресвятой Троицы. Это образ благословляющего двумя руками Бога Отца в зеленом гиматии и с треугольным нимбом. На уровне груди у Бога Отца изображен летящий голубь - символ Св. Духа. Этот образ призван утверждать догмат о исхождении Духа Святого от Отца.
Выводы. В процессе исследования изображений Св. Троицы на Слободской Украине выявлено несколько ее изводов. Все выявленные иконы относятся к иконографическому типу Сопрестолье.
Первый иконографический тип восходит к XVII в. В этом изводе изображается Бог Отец в образе Ветхого Деньми с державой и скипетром (или только со скипетром), Бог Сын с Евангелием, и Бог Дух Святой в образе голубя, изображенный над Первым и Вторым лицом Пресвятой Троицы.
Во втором изводе Лики Бога Отца и Бога Сына повернуты друг к другу, в правой руке Христос держит крест, а левая рука прижата к сердцу. Жест левой руки, прижатой к сердцу, происходит из римо-католической иконографии, выражая идею почитания сердца Христова.
В третьем изводе Спаситель протягивает левую руку к Богу Отцу, Спаситель изображен в багрянице, чем усилен страстной аспект. Жест левой руки здесь может трактоваться как жест беседы, символизировавший Предвечный Совет. У ног Пресвятой Троицы изображена сфера.
Четвертый извод объединил первый и второй изводы. Спаситель здесь изображается и с Евангелием и с крестом, Бог Отец с державой и скипетром. Обе тронные фигуры повернуты к зрителю. Евангелие в руках Христа изображается как открытое, так и закрытое.
Персональные изображения Бога Отца на Слобожанщине вт. пол. XIX - нач. ХХ ст. иконографически повторяют картину Джованни Беллини "Бог Отец благословляющий" (1505-1510 гг.).
Список литературы

  1. Дюпети М. Джованни Беллини /Великие художники. Их жизнь, и творчество. - К.: ООО Иглмосс Юкрейн, 2003. - С. 4.
  2. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. - М.: Прогресс-Традиция. 2001. - С. 478-481.
  3. Раушенбах Б. В. "… Предстоя Святей Троице" (Передача троичного догмата на иконах) // Геометрия картины и зрительное восприятие. - Спб.: Азбука-классика, 2001. - С. 297-313.
  4. Успенский Л. Богословие иконы православной церкви. - М.: Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат - Паломникъ, 2001. - С. 315 - 352.
Св. Троица  ЛГХМ. фото Шулики В.В.  Св. Троица. ЛГХМ.фото Шулики В.В. Св. Троица. ЛГХМ фото Шулики В.В. Св. Троица. Архангельский храм пгт. Борисовка. фото Шулики В.В.