Тронные образы Христа в иконописи Слобожанщины
второй половины XIX - нач. ХХ ст.

// Вісник ХДАДМ/ ред. В. Я. Даниленко. - Х.: ХДАДМ, 2008. - №4. - С. 120-128.

Шулика В. В.


Аннотация: В статье рассмотрены тронные изображения Христа в иконописи Слободской Украины. Проведена их систематизация.
Ключевые слова: иконография, икона, Слобожанщина.
Анотація: Шуліка В.В. Тронні зображення Христа в іконопису Слобожанщини другої половини XIX -поч. ХХ ст.
У статті розглянуто тронні зображення Христа в іконописі Слобідської України. Проведена їх систематизація.
Ключові слова: іконографія, ікона, Слобожанщина.
Annotation. Shulika V.V. Images of Enthroned Christ in the Slobojanshina Icons of the Second Half of the XIX - Beginning of the XX Centuries.
The purpose of the research is classification of the Images of Enthroned Christ in the Slobojanshina Icons.
Key words. iconographic, icon, Slobojanshina.
Постановка проблемы. В процессе исследования иконописи Слобожанщины была выявлена группа тронных изображений Иисуса Христа, представленная как иконостасными образами, так и небольшими молельными иконами. Слобожанские тронные изображения Спасителя второй половины XIX - начала ХХ в. не имеют исследовательской традиции и научный интерес к ним проявлен впервые. Данная статья посвящена двум взаимосвязанным иконографическим типам Христа - "Спас Великий Архиерей" и "Спас Царь Царем". Другие тронные иконографические типы Спасителя в процессе исследования выявлены не были.
Данная работа ставит своей целью выявление особенностей тронных икон Спасителя на Слободской Украине в исследуемый период и проведение их систематизации.
Анализ публикаций. В 1905 г. Н. П. Кондаков, в первом томе "Лицевого иконописного подлинника", приводит изображение "Спаса Великого Архиерея". Это Деисус в притворе кафоликона в Дохиару (Афон) 1568 г. [С. 57]. На этой росписи, над образом Христа, помещена надпись "Царь Царствующих (Тим: 6, 15) и Великий Архиерей". В отрытом Евангелии помещен текст: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18. 36). Н. П. Кондаков не рассматривал богословскую сторону этой иконографии, но проследил ее развитие в XVII в., когда наравне с тронным изображением Спасителя в иконах Московского царства появился сложный и малопонятный, перегруженный символикой образ "Великого Архиерея". С этим образом исследователь связывал замечание дьяка И. Висковатого о "мудрованиях" в иконописи [5, С. 71].
Современный российский исследователь И. А. Припачкин разделяет обе разновидности иконографии "Великого Архиерея", помещая тронные изображения в ряд прямых изображений, а второй тип - в ряд символических. И. А. Припачкин указывает, что такие изображения (прямое изображение) первоначально существовали на архиерейских панагиях и в таком виде известны с XIII ст. в Афонских памятниках. В иконописи нового времени образы "Великий Архиерей" становятся центром деисисного чина [7, С. 113]. Идея, выраженная в иконах "Спаса Великого Архиерея", двояка. Христос Архиерей как мистический глава Церкви [7, С. 112] и Судия Мира как Царь и Священник в одном лице, иллюстрируя 109 псалом "Ты еси иерей вовек, по чину Мелхиседека" (Пс: 109, 4) [7, С. 113]. Таким образом, икона "Спас Великий Архиерей", как и остальные тронные изображения Спасителя - образ в первую очередь эсхатологический. Таким же эсхатологизмом проникнут и образ "Царь Царем". Кроме упоминаний о царстве Христа у евангелиста Луки (Лк. 1, 32-33) литературной основой образа становится Откровение св. Иоанна Богослова (Откр. 1, 5; 15,3), где кроме прочего Христос назван "Царь Царей и Господь господствующих" (Откр. 19,16). И. А. Припачкин также упоминает, что этот иконографический тип становится центром деисусных чинов с XVIII в. [7, С. 117].
Венгерская исследовательница М. Надь, рассматривая распространение образа Христа Великого Архиерея в Венгрии и на Балканах, отмечает три основных разновидности этой иконографии, которые сложились в этих странах. Это образы священнические, царские небесные и царские мирские [6, С. 336]. К священническим образам относятся иконы, где Христос изображен в полном архиерейском облачении с Евангелием, к царским небесным - иконы, где Спаситель изображен в архиерейском облачении, но с державой и скипетром, к царским мирским - образы, где указание на священство сводится к второстепенным атрибутам, а образ Христа приближается к образу "Царь Царем". Распространение этого иконографического типа М. Надь видит как средство противодействия унии на Балканах, хотя упоминает, что иконы Великого Архиерея получили распространение и в Греко-католической иконописи. Христос как глава Православной Церкви противопоставляется главе Римской церкви - папе. В иконах, где наравне со священством подчеркивается Царство Христа, присутствует политический подтекст. Сербские Карловацкие митрополиты являлись и духовными и политическими лидерами страны.
Среди центров распространения иконографии "Спаса Великого Архиерея" исследователь называет и Украину, в связи с работой ряда Киевских мастеров во второй половине XVIII в. в Венгрии [7, С. 329].
К началу ХХ в., по мнению российского исследователя Н. Л. Катсона [4], в иконостасах Российской империи иконографический тип "Царь Царем" стал наиболее употребим в связи с ожиданием празднования трехсотлетия царствования дома Романовых.
Результаты работы. Тронные изображения Спасителя на Слобожанщине во второй половине XIX- нач. ХХ в. представлены в двух иконографических типах: "Спас Царь Царем" ("Царь Славы") и "Спас Великий Архиерей". Иконографический тип "Великий Архиерей", по сравнению с типом "Царь Царем" получил меньшее распространение. Это вероятно связанно с тем, что образ Христа-архиерея был в первую очередь связан с полемикой против католиков. Если в XVII в. такая полемика была актуальна, что отразилось в деисусных чинах иконостасов Восточной Украины XVII-XVIII вв., то в синодальный период, который можно назвать наиболее "комфортным" для церкви, образы "Великого Архиерея" не играли полемической роли. Тем не менее, иконы Спасителя в образе архиерея по-прежнему имели распространение, как выражение мистического главенства Христа над Церковью. Образы же Спаса "Царь Царем" получают преимущественное распространение, как выразители идеи симфонии священства и царства, желанной в Российской империи византийской государственной модели [4].
В фондах ЧХММ находится икона "Спаса Великого Архиерея" (Ж-48), имеющая подпись: "Писана икона 1878 г. 2 марта писал Яков Г. Пихтерёв, в г. Чугуеве" (ил. 1). Это единственная икона "Великого Архиерея", выявленная в процессе исследования. На ней изображен Спаситель, облаченный в архиерейские одежды: серебристый парчовый саккос, синий подризник, золотые поручи, зеленый омофор, золотую митру, черные сапожки. На его груди золотые крест и панагия. Правой рукой Спаситель благословляет, левой держит Евангелие. Кодекс раскрыт на 11 главе Евангелия от Матфея (Мф. 11:28): "Придите ко мне вси труждающиися и обременении и аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе". Христос восседает на престоле темного дерева, который водружен на тканое возвышение, символизирующее подножие. Спинка престола декорирована изображениями орла и ангела - символами евангелистов Иоанна Богослова и Матфея. Изображение символов только двух евангелистов является особенностью данной Слобожанской иконы.
Традиция помещать у престола Спасителя тетраморф, в украинской иконе восходит к XIV в., когда, под влиянием усилившихся эсхатологических ожиданий [3], получает распространение иконографический тип "Спас в Силах" [7]. Видение Иезекииля, в христианской традиции, было трактовано св. Иеронимом Блаженным и св. Иринеем Леонским как образы евангелистов [2]. В Украине (как и на Православном Востоке) было распространено толкование Блаженного Иеронима, согласно которой св. Матфей - человек (Ангел), св. Марк - лев, св. Лука - телец, св. Иоанн - орел. В Московии, до второй половины XVII в., распространение получила трактовка св. Иринея Леонского, согласно которой Иоанн - лев, а Марк - орел. Толкование св. Иринея Лионского и сейчас придерживаются старообрядцы. После реформ патриарха Никона московская церковь также приняла объяснение символов св. Иеронима Блаженного. Однако, несмотря на параллельное существование нескольких трактовок видения пророка Иезекииля, никогда в иконографии тронных Спасителей не встречались примеры, когда символы евангелистов изображались выборочно. Можно предположить, что иконописец пожертвовал символическим строем иконы в угоду конструкции трона или каким-то композиционным приемом. Но если рассмотреть другие тронные изображения становится ясно, что здесь заложен четкий смысловой код, который в силу своей необычности не прочитывается сразу.
Как было указано, других икон с изображением "Великого Архиерея" выявлено не было. Но на близких по иконографии образах "Спас Царь Царем" можно увидеть символы, при анализе которых, становятся понятны изображения ангела и орла на иконе Я. Пихтерёва. Такими иконами являются "Спас Царь Царем" из южного иконостаса храма в с. Уланок (1906 (?) г.) и домовая икона аналогичного сюжета борисовского (?) мастера (храм в с. Уланок) конца XIX в. На обеих иконах престол декорирован изображениями скрижалей и потира. Комбинация данных символов призвана свидетельствовать, что Христос - Логос "им же вся быша", давший закон иудеям, тот же Христос - Логос Воплотившийся, т.е. давший Новый Завет, символом которого служит чаша с Его кровью. Соседство символов ангела и орла на иконе Я. Пихтерёва показывает две природы во Христе после Воплощения. Символ ангела (человека) стал ассоциироваться с евангелистом Матфеем потому, что именно этот евангелист наиболее полно раскрыл Христа как человека. Пролог Евангелия от Матфея повествует о родословной Христа по человечеству. Евангелист Иоанн в своем Евангелии наиболее полно показал Божественную природу Спасителя, поэтому символом Иоанна стал орел. Соседство этих символов указывает на дифизитность Спасителя.
Таким образом, согласно классификации М. Надь, икона Я. Пихтерева относится к первому (священническому) типу. Существования других типов в Слобожанской иконографии второй половины XIX - начала ХХ в. быть немого, т.к. реального совмещения светской и духовной власти в руках епархиального архиерея не было. Более того, правящий архиерей не имел полноты власти и в своей епархии, которую разделял с Духовной консисторией. Безусловно, нельзя утверждать, что данная ситуация имела прямое влияние на иконографию тронных образов. Можно лишь только констатировать, что иконы "Спаса Великого Архиерея" отходят в исследуемый период на второй план.
Иконы "Спас Царь Царем" на Слобожанщине представлены несколькими разновидностями. Здесь прослеживается такая же закономерность, что и в иконах Спаса Пантократора.
Первая группа изображений представлена образами Спасителя с Евангелием. Характерными изображениями для этого извода являются иконы "Спас Царь Царем" из южного иконостаса храма в с. Уланок (1906 (?) г.) (ил. 2) и домовая икона аналогичного сюжета с предстоящими Божьей Матерью и св. Иоанном Предтечей борисовского (?) мастера (храм в с. Уланок) конца XIX в. (ил. 3). На обеих иконах кодекс открыт на 11 главе Евангелия от Матфея (Мф. 11:28).
Вторая группа представлена иконами Спаса с державой и скипетром. Это иконы: 1. "Спас Царь Царем" с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Предтечей (ПИХМ Ж-455), 2. "Спас Царь Царем" (чугуевский мастер, церковный музей г. Северодонецк), 3. "Спас Царь Царем" (с. Уланок), 4. "Спас Царь Царем" с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Предтечей (борисовский мастер, Свято-Усекновенский храм г. Харьков) (ил. 4), 5. "Царь Славы" (борисовский мастер, Свято-Архангеломихайловский храм пгт. Борисовка РФ.) (ил. 5).
Третья группа - Спас на престоле, благословляющий двумя руками: икона "Спас Царь Царем", подписанная борисовским матером Вениамином Хвостенко 1886 г. (БИКМ) (ил. 6).
На большинстве изображений Спаситель облачен в белый далматик. Реже встречаются изображения в золотом (с. Уланок 1906 г.) (ил. 2) и в синем (чугуевский мастер, церковный музей г. Северодонецк) далматике. Сапожки-комнагии - красные (протограф) (ил. 6), черные (ил. 5), охристые (ил. 3, 4), зеленые (ил. 2). Митра изображена красной (ил 5, 6), реже золотой (ил. 4), серебряной (ил. 3), голубой (ил. 2). На иконах борисовской школы, в декоре далматика присутствует изображение потира, расположенного на груди Спасителя (ил. 4, 5).
Как было указанно, некоторые из изображений тронного Спасителя фланкируются изображения Богородицы и св. Иоанна Предтечи. Такие изображения, именуемые "Предста Царица", изображаются двояко: с ростовыми изображениями предстоящих (ил. 4) и с коленопреклоненными (ил. 3).
Коленопреклоненные образы предстоящих появляются в иконах Спаса на Престоле в Восточной Украине в XVII ст. В XIX в. эта традиция получила продолжение как в иконописи Слобожанщины так и в иконах Киево-Лаврской мастерской. Примером работы лаврских иконописцев на Слобожанщине, где присутствует икона "Предста Царица" этого извода - иконостас Знаменского храма в с. Борки Курской области, написанный во второй половине XIX в. Эта икона является центром деисисного чина. Следует заметить, что в начале ХХ в. коленопреклоненные изображения предстоящих вызывали критику представителей епископата. Так Антоний (Храповицкий) (с 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский) в 1910 г. в своей статье "Иконописцам о коленопреклоненных образах", критиковал коленопреклоненные образы в иконописи, как изображение чуждых православному благочестию форм молитвы [1].
Престол в тронных иконах Христа изображался в нескольких вариантах. Первый, уже упоминавшийся вариант, где на спинке трона помещены скрижали и потир (ил. 2, 3). Второй вариант с изображением тетраморфа (ил. 4, 5, 6). Третий вариант суммировал два предыдущих. Здесь на троне тетраморф, скрижали и потир.
На иконе борисовского мастера Вениамина Хвостенко (1886 г.) престол изображен с тетраморфом. Фигура Спасителя окружена херувимами подобно иконам "Спас в Силах" (ил. 6).
В целом тронные иконы Христа на Слобожанщине, за исключением облачений, сохраняют атрибуты византийских тронных образов, к которым относятся престол, подножие, подушки и пр.
Особенностью Слобожанских икон Спасителя является то, что как в тронных иконах встречаются изображения только в царском или в архиерейском облачении, так в других иконографических типах Христа и в иконах "Троица Новозаветная" ("Сопрестолье") Спаситель облачен в традиционный хитон и гимантий (реже в багряницу). То есть Христос Архиерей или Царь ассоциируется только с символом престола. Этот символ не переносится и на иконы "Сопрестолья", где Спаситель предстает в традиционном облачении. Вероятно, поводом к такой трактовке послужило отсутствие зримого символа престола (Св. Троица восседает на облаках) на всех выявленных в процессе исследования Слобожанских иконах "Троицы Новозаветной".
Выводы:
Слобожанские тронные изображения Христа выявлены в двух иконографических типах: "Спас Великий Архиерей" и "Царь Царем". Оба типа являются эсхатологическими и подчеркивают царственность и священство Христа-Судии. В отличие от XVII и XVIII вв. образ Христа-Архиерея, в иконописи Слобожанщины середины XIX - начала ХХ ст., отходит на второй план, уступая место иконе Христос "Царь Царей" ("Царь Славы"), которая становится доминирующей в тронных образах Спасителя.
Выдвижение на первое место царственного аспекта в христологии связано, по мнению российского исследователя Н. Л. Катсона, с идеей симфонии священства и царства, которая становится основной концепцией Российской монархии, как подобие византийской модели.
В единственном выявленном образе "Великого Архиерея" работы чугуевского мастера Я. Пихтерева, благодаря оригинальной трактовке трона Спасителя, проведена параллель - Христос Царь и глава Церкви - Христос Бог и Человек. Благодаря оригинальной комбинации символов и атрибутов икону Я. Пихтерева можно отнести к специфически Слобожанскому типу изображения Христа Архиерея.
Изображения Христа "Царь Царем" в иконописи Слободской Украины многовариантно. Выделено три основных типа изображения, которые в основном рознятся изображением атрибутов:

  1. Христос с Евангелием
  2. Христос с державой и скипетром
  3. Христос, благословляющий обеими руками.
Наибольшее распространение получила вторая группа изображений. Вероятно это было связано с максимально наглядной демонстрацией символов власти (держава и скипетр), как символ желанной симфонии.
Трактовка трона также имеет несколько вариантов:
  1. на спинке трона изображены скрижали и потир
  2. изображение тетраморфа.
  3. тетраморф, скрижали и потир.
На груди Христа, в декоре далматика, иконописцы сл. Борисовка, помещали изображение потира, подчеркивая в иконе евхаристический аспект.
Наравне с персональными изображениями Христа, в иконописи Слободской Украины исследуемого периода, присутствуют изображения предстоящих Богородицы и Иоанна Предтечи. Предстоящие изображаются двух видов: коленопреклоненные и стоящие в полный рост.
Дальнейшее исследование будет направленно на выявление прочих оригинальных элементов иконографии Слобожанских икон.
Список литературы:
  1. Антоний (Храповицкий) митрополит. Иконописцам о коленопреклоненных фигурах. Предостережение художникам вообще и иконописцам в частности //Богословие Образа. Икона и иконописцы / Сост. А. Н. Стрижев. - М.: Паломник, 2002. - С. 276-278.
  2. Бобров. Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. - СПб.: Аксиома - Мифрил, 1995. - С 53-121. - (Малая история культуры).
  3. Евсеева Л. М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса //Иконостас/ Сост. А. Лидов. - М.: Прогресс - Традиция, 2000. - С. 411-427.
  4. Катсон Н. Л. Симфония священства и царства. Неовизантийская алтарная преграда в духовной культуре Российской империи //Иконостас/ Сост. А. Лидов. - М.: Прогресс - Традиция, 2000. - С 689-706.
  5. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Том 1 Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. - 97 с.
  6. Надь М. Об особенностях иконографического типа Христос, Великий Архиерей в Венгрии // Икона и образ, иконичность и словесность /ред-сост. В. Лепахин. - М.: Паломник, 2007. - С. 326-344.
  7. Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 с.
 Я. Пихтерев Спас Великий  Архиерей. (Чугуев 1878) ЧМР. фото Шулики В.В. Спас Царь Царем.(храм с. Уланок 1906) фото Шулики В.В Спас Царь Царем. (Храм в с. Уланок)фото Шулики В.В. Спас Царь Царем. (Храм Усекновения Харьков, борисовский мастер)фото Шулики В.В.  Михайловский храм пгт. Борисовка.фото Шулики В.В. В. Хвостенко. Спас Царь Царем. (Борисовка 1886) БИКМ фото Шулики В.В.