Иконографические программы храмовых стенописей Слободской Украины второй половины XIX - начала ХХ ст.

// Вісник ХДАДМ № 3. Образи людини в мові, культурі та мистецтві. Перші Богуславські Читання /
Ред. укл. О. В. Коваль, А. Ю. Корнєв / За заг. ред. В. Я. Даниленко. - Х.: ХДАДМ, 2007. - С. 143-151.

Шулика В. В.


Аннотация: В данной статье рассмотрены основные типы иконографических программ храмовых стенописей Слободской Украины второй половины XIX начала ХХ ст.
Ключевые слова: иконография, стенопись, Слобожанщина.
Анотація: Шуліка В.В. Іконографічні програми храмових стінописів Слобідської України др. пол. XIX - поч. ХХ ст. В статті розглянуті основні типи іконографічних програм храмових стінописів Слобідської України др. пол. XIX - поч. ХХ ст.
Ключові слова: іконографія, стінопис, Слобожанщина.
Annotation. Shulika V.V. Iconographic programme of temples mural of Slobodskaja Ukraine of the second part of the XIX - the beginning of XX century. In this article the basic type of iconographic programme of temples mural of Slobodskaja Ukraine of the second part of the XIX - the beginning of XX century.
Key words. iconographic, mural, Slobojanshina.
Храмовые росписи Слобожанщины второй половины XIX начала ХХ ст., на сегодняшний день малоисследованны. Определенную сложность для изучения слобожанских сакральных стенописей, представляет их плохая сохранность. Из-за нецелевого использования храмовых зданий в Советский период, большинство храмовых росписей Слобожанщины до настоящего времени не сохранилось. Отчасти причиной плохой сохранности монументальных росписей храмов Слободской Украины, стало применение непрочных живописных материалов. Повсеместное использование в монументальной живописи XIX в. масляных красок, привело к быстрому естественному разрушению ряда настенных росписей. Очевидная нестойкость масляных красок в монументальной живописи, выполненной по известково-песчаной штукатурке [5, С. 412], заставило искать новые материалы. Таким новым материалом стали силикатные краски немецкого инженера-химика А. Кейма [6, C. 167]. На территории Слободской Украины, красками Кейма (стереохромия) была расписана только Спасо-Преображенская церковь в имении И. Г. Харитоненко - Натальевке, художником А. И. Савиновым в 1912-1915 гг. [6, C. 167].
Большинство художников, которые выполняли росписи в храмах Слобожанщины, во второй половины XIX начала ХХ ст., остались анонимными. Причиной такого положения явилось невнимание дореволюционных исследователей к этому феномену. Преосвященный Филарет (Гумелевский) [10, 11, 12], росписи описываемых им храмов оставлял совершенно без внимания. Этой же практике придерживались и другие исследователи церковного искусства Слобожанщины. Даже после археологического съезда в Харькове, в 1902 г., когда интерес к церковному искусству Слободской Украины возрос, исследователи продолжали обходить этот феномен стороной.
Современное состояние сохранности росписей храмов Слобожанщины, как было указанно выше, неудовлетворительное. Практически не сохранилось ни одного храма, где бы можно было увидеть живописное убранство стен в его первоначальном виде. Типичная картина - это уцелевшие фрагменты стенописи, либо отдельные композиции, по которым трудно представить полный ансамбль изображений и реконструировать его иконографическую программу.
Среди сохранившихся ансамблей стенописи второй половины XIX ст., в первую очередь следует назвать росписи храма Рождества Христова в с. Уланок Суджанского района Курской области, где стенопись сохранилась 70 % стенописей (утрачены росписи купола и потолка).
Храмовых росписей начала ХХ ст., по которым можно представить первоначальную иконографическую программу, сохранились несколько больше. Это стенописи храмов: 1. Иконы Божьей Матери Знамения Курская-Коренная в с. Борки Суджанского района Курской области (после 1903 г.), 2. Свято-Ильинский храм в с. Заолешенке Суджанского района Курской области (1903 г.), 3. Трехсвятительский храм г. Харьков (1915 г.), 4. Свято-Благовещенский собор г. Харьков (после 1901 г.), 5. Свято-Озерянский храм Свято-Покровского монастыря г. Харьков (росписи выполнил Крючков в 1922 г.), 6. Спасо-Преображенский храм с. Замостье Суджанского района Курской области (росписи выполнены в 1922 г. Ф. И. Нестеровым, П. К. Лихиным и В. С. Клименко).
В остальных храмах Слободской Украины росписи сохранились фрагментарно.
На основании уцелевших храмовых росписей, можно выделить три типа решения храмовых стенописей, которые существовали в Слободской Украине во второй половине XIX-начале ХХ ст.
Первый тип решения иконографических программ росписей можно условно назвать копийным. За основу иконографических программ таких стенописей, брался некий авторитетный образец. В Российской империи, во второй половине XIX начале ХХ ст., такими авторитетными образцами были столичные храмы: храм Христа Спасителя в Москве и Свято-Владимирский собор в Киеве.
Из сохранившихся храмовых росписей к первому типу можно отнести стенописи Свято-Ильинского храма в с. Заолешинке (Суджанский район Курской обл.), где на сводах шатрового купола помещены изображения праздников: Воскресение Христово, Вознесение, Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы. Эти четыре композиции повторяют росписи парусов храма Христа Спасителя в Москве. Несмотря на иные конструктивные особенности храма, росписи которого послужили образцом, и храма в котором была повторена иконографическая программа росписей, автор Заолешинских стенописей свободно их размещает нечего ни меняя в композиции. Купол храма, незначительный по размеру, так же ориентирован на московский образец. В нем изображен Господь Саваоф. На западной стене помещено изображение страшного суда, которое повторяет роспись собора св. Владимира в Киеве.
Второй тип решения храмовых росписей Слобожанщины, представряет собой изображения святых, расположенных по "типам святости", с редкими сюжетными композициями. Примером такого решения могут служить стенописи Знаменского храма в с. Борки (Суджанского района), где помещены следующие изображения: 1. "Христос Царь Иудейский" (надписание "Спаситель в терновом венце"); 2. Явление Христа Марии Магдалине; 3. Св. прп. Феодора; 4. Св. великомуч. Варвара; 5. Св. апл. Петр и Павел; 5. Св. великомуч Екатерина; 6. Св. прор. Анна; 7. Св. священомуч. Власий; 8. Св. Никита арх. Новгородский и Св. муч. (?); 9. Усекновение главы Иоанна Предтечи; 10. Прп. Исталаин; 11. Св. Анастасия; 12. Прп. Серафим Саровский. 13. Св. Афанасий Александрийский; 14. Св. муч. Марина и др. Святые изображены на фоне низкого горизонта, с растительностью в виде пальм, кипарисов и т.д. Купол расписан в виде звездного неба. В парусах изображены Евангелисты.
Над северным приделом роспись "Пресвятая Дева среди ангелов. Достойно есть", над южным "Придите вси ко Мне труждающиеся и обременении и аз упокою вы". Росписи Знаменского храма выполнены после 1903 г., о чем свидетельствует изображение прп. Серафима Саровского.
К этому же типу относятся росписи Введенского храма в с. Белице Беловского района Курской области. Росписи Введенского храма сохранились фрагментарно, однако по уцелевшим фрагментам можно утверждать, что они близки Борковским росписям, как по технико-технологическим, так и по стилистическим характеристиками. К подобному типу решения стенописей также относятся храмы: Трехсвятительский храм г. Харьков (1915 г.), Свято-Благовещенский собор г. Харьков (после 1901 г.), Свято-Озерянский храм Свято-Покровского монастыря г. Харьков.
Третий тип решения иконографической программы храмовых росписей Слобожанщины можно назвать сюжетно-повествовательным. Ярким примером этого типа являются стенописи храма Рождества Христова в с. Уланок. На стенах храма размещены сюжеты Ветхого и Нового Заветов. В отличии от средневековых храмовых стенописей, Уланковские росписи представляют собой совершенно иной порядок размещения сюжетов. Как правило, в средневековых купольных храмах, росписи изображающие сюжеты Священного Писания, располагаются не в хронологическом порядке, а согласно годовому литургическому календарю [4. С. 84]. В храме с. Уланок напротив, росписи располагаются хронологически, согласно земной жизни Спасителя. Поскольку храм в Уланке посвящен Рождеству Христову, то здесь помещены сюжеты христологического цикла.
Первой росписью, с права от входа, согласно канону, является "Рождество Христово" ("Поклонение волхвов"). Напротив нее помещена роспись "Избиение младенцев". Эти две росписи относятся к моменту Воплощения Бога Сына. Следующие росписи, расположенные напротив друг-друга "Изгнание торговцев" и "Исцеление расслабленного", знаменуют собой первый год служения Христа.
Следующие четыре росписи "Притча о богатом и Лазаре", "Юноша вопрошающий Спасителя, как наследовать жизнь вечную", "Притча о блудном сыне" и "Положение во гроб", относятся к третьему году служения Спасителя.
Далее, в боковых приделах расположены две росписи, написанные на Ветхозаветные сюжеты. Это росписи "Лествица Иакова" и "Видение пророка Исаии о пришествии Спасителя". Обе росписи изображают Ветхозаветные пророчества о приходе Мессии.
В алтаре помещены росписи "Моление о чаше" и "Воскресение Христово", которые знаменуют собой начало и конец Христовых Страстей.
На западной стене изображен Страшный Суд - грядущее явления Христа.
Выводы:
Среди храмовых стенописей Слобожанщины второй половины XIX начала ХХ ст. выявлено три типа иконографических программ:
Первый тип - копийный, когда иконографическую программу Слобожанских стенописей, составляли заимствования взятые из слоличных храмов.
Второй тип, представляет собой персональные изображения святых расположеннве по типу святости.
Третий тип - сюжетно-тематический, отличительной чертой которого являются расположение евангельских сюжетов в хронологическом порядке.
В дальнейшей работе будет продолжено изучение иконографических программ Слобожанских сакральных стенописей и выявление новых вариантов их решений.
Список литературы.

  1. Багалей Д. И. Миллер Д. П. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905). Ист. Монография. В 2-х т. Т.1. - Репринт. Изд. - Х.: 1993. - 572 с.
  2. Багалей Д. И. Миллер Д. П. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905). Ист. Монография. В 2-х т. Т.2. - Репринт. Изд. - Х.: 1993. - 982 с.
  3. Бобров Ю.Г. Иконография евангельских сюжетов. //Бобров. Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. - СПб.: Аксиома - Мифрил, 1995. - С 53-121. - (Малая история культуры).
  4. Вирсаладзе Т. Б. Некоторые вопросы общей композиции росписи Атенского Сиона // Средневековое искусство: Русь. Грузия. - М.: Наука, 1978. - С. 83-91.
  5. Киплик Д. И. Техника живописи. - М.: Сварог и К., 1998. - 504 с.
  6. Комаров А. А. Технология материалов стенописи. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - С. 167.
  7. Редин Е. К. Церкви г. Харькова // сборник статей, материалов и документов посвященных 140-летию со дня рождения Е. К. Редина. - Х.: Райдер, 2003. - С. 13 - 49.
  8. Сумцов М. Ф. Слобожанє: історико-етнографічна розвідка. - Х.: Акта, 2002. - 229 с.
  9. Терлецкий А. И. Историческия заметки о городе Судже и его уезде. - Курск: Типография губернского правления, 1894. - 144 с.
  10. Филарет (Гумилевский) арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. В 3-х т. Т. 1. - Х.: Райдер, 2004. - 328 с.
  11. Филарет (Гумилевский) арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. В 3-х т. Т. 2. - Х.: Факт, 2005. - 432 с.
  12. Филарет (Гумилевский) арх. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. В 3-х т. Т. 3. - Х.: ХЧМГУ, САГА, 2006. - 364 с.
  13. Шудрик І. О., Данилеко Л. А. Династія Харитоненків. - Суми: Слобожанщина, 2003. - 192 с.
Видение пророка Исаии. Стенопись храма в с. Уланок.фото Шулики В.В Лествица Иакова. Стенопись храма в с. Уланокфото Шулики В.В. Притча о блудном сыне.Стенопись храма в с. Уланок фото Шулики В.В Прп. Зосима и Саватий. с Борки Курская обл.фото Шулики В.В Прп. Серафим Саровский. Стенопись храма в с. Борки Курской обл.фото Шулики В.В. Св. Афанасий Великий.Стенопись храма в с. Борки Курской обл.фото Шулики В.В. Страшный суд. Стенопись храма в с. Уланок  (фрагмент, правая часть росписи)фото Шулики В.В. Страшный суд. Стенопись храма в с. Уланок (фрагмент)фото Шулики В.В.